Обзоры в деталях | Финансы, бизнес

Аутсорсинг: конкурентное преимущество Китая над Россией

30 Июнь '09
Филипп де Леон, президент Trade Connections International, LLC (www.tradeconnectionsinternational.com), г. Вашингтон, консультант по развитию международной торговли и бизнеса. Г-н Леон оказывает содействие американским компаниям в работе за границей и помогает иностранным компаниям осуществлять их деятельность в США. Г-н Леон разрабатывает стратегии для бизнеса, маркетинга, управления проектами и связей с общественностью, ищет финансирование для проектов, а также собирает информацию для клиентов. Связаться с г-ном Леоном можно по адресу: Philip@tradeconnectionsinternational.com.

Сравнивать Россию с Китаем – бесполезное занятие, так как эти две страны не являются конкурентми одного и того же ранга. Мой недавний визит в города «глубинки» в этих двух странах - Вухан в центральном Китае и Томск в Сибири, в частности, в китайскую Зону развития высоких технологий и российскую СЭЗ технологического типа, заставил меня задуматься о том, что Россия должна предпринять, чтобы не отставать в своем развитии. Необходимо взглянуть на пример Китая и изучить, как эта страна реализует свою цель стать междунароным игроком в сфере аутсорсинга.

Вектор, заданный пятилетками

Для XXI века Китай, пожалуй, играет ту же роль, что и США для XX века. Столь высокое положение Китая явилось итогом реализации долгосрочных целей, поставленных пятилетними планами центрального правительства и скрупулезно выполненных региональными властями. Последовательность в осуществлении данного подхода со временем привела к тому, что экономика Китая вошла в тройку ведущих экономик мира вслед за США и Японией. Масштабные изменения произошли в образовании и обучении, а также сфере инфраструктурного строительства (дороги, аэропорты, порты, промышленные зоны и т. д.), укрепляя растущие конкурентные преимущества Китая. В последнее время Китай четко определил свою позицию, направленную на диверсификацию экономики и переход от экономики, сконцентрированной исключительно на производстве, к экономике, включающей в себя также услуги с высокой добавленной стоимостью. При этом решаются задачи энергосбережения и уменьшения загрязнения окружающей среды.

«Проект 1000-100-10»

Министерство торговли КНР приняло решение реализовать «Проект аутсорсинга услуг 1000-100-100», заключающийся в использовании услуг аутсорсинга информационных технологий и бизнес-процессов.

Главные цели проекта:

- создание баз аутсорсинга в 10 городах;
- размещение 100 международных компаний с мировым именем в Китае; и
- создание 1 000 крупных и средних предприятий по аутсорсингу услуг для конкуренции на международном рынке.

Изначально для участия в проекте были одобрены 10 городов. К настоящему моменту их число выросло до 20. В июле 2006 г. была образована компания The Wuhan Optical Valley Software Park Co. Ltd с целью развития индустрии аутсорсинга программного обеспечения и информационных технологий в г. Вухан. Компания быстрыми темпами создала всю необходимую инфраструктуру и укрепила свой имидж.

Согласно отчету компании KPMG «Новая заря: растущая роль Китая в мировом аутсорсинге», данный проект вместе с такими инициативами, как налоговые льготы, финансовая поддержка, субсидии и защита прав интеллектуальной собственности, предоставляемые государством, являются частью программы по развитию индустрии аутсорсинга и обеспечению экономического роста , реструктуризации промышленности и созданию рабочих мест, особенно для выпускников вузов. «Проект 1000-100-10» является самой амбициозной официальной инициативой правительства, заключающейся в развитии отрасли аутсорсинга услуг, в продвижении роста региональной экономики и повышение уровня конкурентноспособности экономики Китая».

Возвращаясь к России, следует подчеркнуть, что наша цель заключается не в возвращении страны к системе пятилетних планов; мы просто хотим подчеркнуть, что для создания предсказуемой и надежной бизнес-среды необходима последовательная долгосрочная стратегия. Именно она позволила Китаю и на центральном, и на региональном уровнях выделять миллиарды долларов для построения прочной экономической базы, привлечения иностранных инвесторов и стимулирования международного сотрудничества, что способствует процветанию компаний.

Извлеченные уроки

Я пришел к целому ряду выводов после тщательного изучения документов, собранных мною в обоих городах, и наблюдений и бесед с местными чиновниками, предприятиями и иностранными компаниями в моей делегации.

1. Не только крупнейшие города могут быть успешными: У регионального города, неизвестного большинству иностранцев, и достаточно отдаленного, есть шансы быть замеченным, если у местных властей имеется четкое представление о том, чего они стремяться достичь в определенных областях. В течение моего пребывания в Вухане я посетил 3-й Китайский международный форум по сотрудничеству и развитию отрасли аутсорсинга услуг, организованный местными властями. Цель форума заключалась в детальном ознакомлении с местными компаниями, расположенными на территории технологического ИТ-парка. Поездка в СЭЗ Томска оказалась похожей, так как мне довелось посетить XI Томский инновационный форум в октябре 2008 г. Контакты, сделанные мной на обоих форумах, были в одинаковой степени воодушевляющими, хотя китайцы оказались более активными в заведении прямых личных контактов.

Стремление Вухана, расположенного в центре страны, стать мировым игроком, становится реальностью. К концу 2007 г. число американских компаний, вложивших средства в данный город, достигло 469; среди них Budweiser, Coca-Cola, Pepsi, Intel, и GE. В результате в 2008 г. в Китае было открыто Консульство США, также открыла свое представительство Американская торговая палата. Возможно, Томск находится в тени Новосибирска и не в состоянии выйти на отечественный рынок, как Вухан в Китае, чтобы подтолкнуть рост, но у этого города есть потенциал, необходимый для агрессивного выхода на рынок.

2. У небольших инвестиций большое будущее: Исследование новых рыночных возможностей – дорогостоящий процесс, требующий времени, поэтому, чтобы заставить занятых предпринимателей колесить по отдаленным городам, требуется стимул. В нашем случае расходы на жилье, питание и транспорт (за исключением билетов на самолет до Китая) были покрыты региональной администрацией трех китайских городов. Кроме того, китайские чиновники никого не выделяли и были рады представителям компаний различного масштаба. На деловых встречах мелкие предприниматели сидели рядом с представителями Google и Oracle, и их вклад был сопоставим с вкладом остальных участников. Мы были поражены стремлением узнать что-то новое от гостей, вниманием к каждому слову и желанием продвинуть взаимодействие и обсуждения с местными компаниями.

3. Потребность в специализации: Россия обладает потенциалом с точки зрения интеллектуальных возможностей, чтобы стать источником аутсорсинга. Но для этого ей потребуется найти очень специфичные рыночные ниши, например, в области НИОКР, где способности российских инженеров получили мировое признание. Россия не может соперничать в расходах (Китай уже дешевле Индии) или резервах рабочей силы. Однако, подобно тому как транснациональные корпорации стремятся диверсифицировать экономику стран, из которых они черпают ресурсы, Россия также могла бы войти в число таких стран, если она четко определится с тем, что она готова предложить. Надеятся на то, что появятся заинтересованные инвесторы и клиенты только потому, что «мы лучшие», ошибочно. Услуги и научные кадры, как и товары, требуют интенсивного маркетинга, и успех некоторых средних потребительских товаров является этому напоминанием.

4. Внимание к условиям жизни: Власти Вухана поняли, что город должен быть привлекательным не только в отношении возможностей для бизнеса, но и в отношении проживания. Что касается Томска, сложность здесь заключается не в суровом климате, а в отсутствии развитой инфраструктуры, которая могла бы привлечь и удержать талантливую рабочую силу. В Вухане, как и в других региональных городах, которые я посетил в Китае, например, Гуанчжоу, работникам предложено жилье непосредственно рядом с местом работы, торговые центры, инфраструктура развлечений и спорта, больницы, аэропорты и магистрали международного класса, облегчающие бизнес-поездки и уменьшающие чувство изолированности. Эта инфраструктура – существующая реальность, а не фантазии проектировщиков. На территории технопарка можно увидеть красивые пейзажи; в 2012 году планируется открытие станции метро (нам даже показали будущий вход в метро).

5. Воля к победе: Если примерно десять лет назад Китай почти не был представлен на рынке аутсорсинга, то теперь, согласно исследованию рынка IDC, среди первой десятки городов в 2011 г. три города будут китайскими. Согласно прогнозу, Шанхай, обогнав индийский Бангалор, займет первое место, далее следуют Далянь (третье место), Дели (четвертое место), Пекин (пятое место). Этот рост вызван внутренним рынком. По прогнозу KPMG, местный спрос на услуги в сфере ИТ и бизнес-процессов вырастет в два раза с 10,5 млн в 2006 г. до 20,6 млн долларов в 2010 г. Рост также будет поддерживаться с помощью консолидации усилий и создания местных брендов, которые позволят китайским компаниям расширить доступ к международным рынкам, уже не ограничиваясь, как прежде, рынками Японии и Южной Кореи. KPMG считает, что к 2010 г. 50% китайского оффшорного рынка программного обеспечения придет с западных рынков. Таким образом, если Россия приложит столько же энергии и средств, которые она выделяет на развитие нанотехнологий, Россия могла бы стать более заметным игроком, в первую очередь в современных нишах аутсорсинга в области НИОКР.

6. Координация усилий: Необходимо отметить «эффект вертикального проникновения», который начинается с выполнения пятилетнего плана. Сам по себе он не панацея, но механизм имеет благотворный эффект в некоторых случаях, так как направляет, укрепляет и содействует в координации действий всех игроков при достижении единой цели. В Китае цели, поставленные планом, реализуются центральным и местным правительством. Законы принимаются с целью закладки необходимой законодательной базы. Инфраструктура создается правительством, чтобы предоставить гарантированное обеспечение электроэнергией и высокоскоростной Интернет. Частному сектору предоставляются финансирование и стимулы для достижения целей.

У России есть воля стать международным игроком?

Конечно, в китайском чуде с его «методом бульдозера» при выполнении поставленных целей есть и минусы, в частности, загрязнение окружающей среды. Но здесь можно сказать: было бы желание, а пути решения найдутся. Совершенно очевидно, что Китай стремится создать в секторе аутсорсинга местные бренды-гиганты для конкуренции на международном уровне. Происходит консолидация усилий с целью перегруппировки малых и средних предприятий и повышения их мощи.

При такой непоколебимой решимости достичь успеха участие китайских самолетов и машин в международной конкуренции, приобретение заметных долей рынка Китаем через несколько лет, несомненно, станут реальностью, а полет китайцев на Луну – просто вопрос времени. Несмотря на то, что у России есть авиационно-космический сектор с его захватывающими дух достижениями, равно как и автомобилестроение, у России нет крупных долей на международных рынках. Этот факт должен послужить побуждением к действию, чтобы избежать новых упущенных возможностей. Главное здесь - распределение надлежащих ресурсов, возможно, через частно-государственные партнерства и создание легальной деловой среды, способствующей развитию аутсорсинга с иностранным участием без постоянной смены правил игры и вытеснения иностранных инвесторов. К примеру Китая, который в состоянии построить индустрию «с нуля», стоит присмотреться. И увидеть, что прошлые успехи и достижения не гарантируют заметного места в современном конкурирующем мире.


Данный материал предоставлен гостем нашего вебсайта. Изложенное в статье мнение отражает исключительно позицию автора и может не совпадать с мнением сотрудников и партнеров «Марчмонт Капитал Партнерс». Материал публикуется впервые с разрешения автора статьи.
Олег Кузбит, управляющий редактор: «Мы рады, что вы по-прежнему с нами в нашем информационном проекте The Bridge – еженедельном экскурсе в инновационное настоящее и будущее российских регионов. «Марчмонт» расскажет, как наука и бизнес наводят мосты взаимопонимания и сотрудничества».
Опубликовать в Twitter
Написать в Facebook
Записать в LiveJournal
Показать В Моем Мире
Поделиться в Моем Круге
ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ
Найти похожее содержание

География:

Последние новости: Обзоры в деталях
21 Июль '22 | Технологии и инновации | Промышленность
25 Май '22 | Промышленность | Технологии и инновации
2 Март '22 | Технологии и инновации
 
Поиск (Архив новостей - 21080)
Мир будущего — мир искусственного интеллекта
Technology Scouting Solutions For Industry
НАТТ
Реклама
Marchmont News

Последние новости

7 Окт '22
Красноярские ученые создали новые искусственные...
6 Окт '22
Российские исследователи придумали новый метод...
4 Окт '22
Петербургские ученые использовали продукты...

Интересные новости за неделю

6 Окт '22
Российские исследователи придумали новый метод...
7 Окт '22
Красноярские ученые создали новые искусственные...