Промышленность | Технологии и инновации

«Оптоган» как крейсер «Аврора» российской «светодиодной революции»

1 Дек '10
Олег Кузбит, управляющий редактор отдела веб-информации

Запуском своего нового питерского завода стоимостью 13 млн долларов компания «Оптоган» надеется дать реальный старт российской «светодиодной революции». Основные инвесторы – группа «Онэксим» и «Роснано» – намерены в ближайшие четыре года вложить в проекты компании еще примерно 112 млн долларов. Доля России на мировом светодиодном рынке менее процента, поэтому проект «Оптогана» будет исключительно экспортоориентированным, скорее всего, на годы.

При поддержке «Онэксима» Михаила Прохорова и «Роснано» петербургская компания «Оптоган» запустила новое производство сверхъярких светодиодов, инвестиции составили около 13 млн долларов. Это часть более обширных планов инвесторов общим объемом около 112 млн долларов, призванных содействовать развитию в России качественного производства СИДов (светоизлучающих диодов).

Это одно из самых «осязаемых» вложений с участием «Роснано» за весь трехлетний период существования госкорпорации. Новое предприятие намерено начать с ежемесячного выпуска на основе запатентованной разработчиками технологии 30 миллионов светодиодов эффективность более 120 лм/Вт (это примерно освещенность 375 тыс. кв. м жилой или офисной площади). К концу будущего года «Оптоган» ожидает продажи СИДов на сумму до 27 млн долларов.

Завод расположился на площадях закрывшейся фабрики в особой экономической зоне «Нойдорф» под Петербургом. К концу 2011 года планируется увеличить производство до 100 миллионов СИДов в месяц. Если этого уровня удастся достичь, в «Оптогане» утверждают, что компания станет крупнейшим изготовителем светодиодов в Восточной Европе.

На питерской площадке будут выпускать только СИДы. Светильники на их основе будут собирать на предприятиях партнеров.

Освещая будущее

Инициатору проекта всего год от роду. Это российская «дочка» компании Optogan Oy, созданной шесть лет назад в Финляндии группой российских ученых, последователей физической школы нобелевского лауреата Жореса Алферова. Потом штаб-квартира переехала в немецкий Дортмунд, который по сей день является эксклюзивным поставщиком наноразмерных СИД-чипов для своих иностранных площадок. Но к 2012 году руководство компании намерено локализовать производство чипов и в Санкт-Петербурге.

С марта этого года продажи российского дивизиона составили всего 3 млн долларов, но уже на 2013 год поставлена потрясающая по амбициозности задача: довести продажи до 200 млн долларов. Для этой цели в планах не только увеличение производства в Петербурге, но и запуск пяти-шести новых сборочных площадок в других регионах страны (пока не уточняется, в каких именно; на уровне предположений известно только о Якутии).

Несмотря на то, что «Роснано» – главный «локомотив» всей программы расширения «Оптогана», госкорпорация не является главным акционером компании. У нее только 17% акций. Основной пакет в 50% плюс одна акция у группы «Онэксим» Михаила Прохорова вместе с менеджментом «Оптогана». Еще 33% минус одна акция у якутской Республиканской инвестиционной компании.

Начнем с Европы и Азии

Отечественный рынок светодиодов только еще развивается (емкость не более 65 млн долларов), поэтому на ближайшие три года деятельность «Оптогана» будет экспортоориентированной, заявил вице-президент компании Алексей Ковш.

Основными рынками поставок светодиодной подсветки и компонентов бытовой электроники являются Европа, Юго-Восточная Азия и (на перспективу) Соединенные Штаты, уточнил вице-президент.

Но к 2013-2014 гг. компания хотела бы начать продажи светодиодных элементов уличного, офисного и жилищного освещения подрядчикам российских инфраструктурных проектов, а также коммерческим структурам и индивидуальным застройщикам.

По сравнению с традиционными лампами накаливания светодиоды эффективнее в семь раз. Их срок службы может доходить до 50 тысяч часов. Применение СИД-технологии в российских домах, на предприятиях и в уличном освещении сэкономило бы до 80% расходов на электроэнергию, при этом ощутимо сократило бы выбросы двуокиси углерода. И тем не менее, как показывают последние данные, энергосберегающие лампы составляют не более 4% от общего количества ламп, потребляемых в стране.

Мегавозможности наноинвесторов

«Роснано» и «Онэксим» обязуются вложить в проекты «Оптогана» около 112 млн долларов. Корпорация нанотехнологий заявляет, что будет помогать компании в продвижении на иностранные рынки и станет соинвестором в будущие площадки «Оптогана» в России.

В отличие от большинства других финансируемых «Роснано» программ, которые, по большому счету, еще на стадии развития, «Оптоган» – вполне реальная веха на пути госкорпорации к достижению заявленной Анатолием Чубайсом в прошлом году цели доведения к 2015 году объема реализации российской нанопродукции до 30 млрд долларов, или 3% мирового нанорынка. В настоящее время доля нашей страны не дотягивает и до одного процента.

«В гости с радостью, домой с тоской»

Глобальный рынок светоизлучающих диодов в последние годы рос весьма энергично, процентов на тридцать в год. Ныне дальнейшее его расширение на 17-22% в год предусмотрено даже в самых пессимистических прогнозах, сообщает «РБК». «Роснано» предполагает, что в 2011 году мировой рынок светодиодов вырастет в денежном выражении до 9 млрд долларов. Рост существенный, если вспомнить, что в 2007 году стоимость рынка составляла 4,2 млрд долларов.

Ожидается, что СИДы составят через пять лет примерно 30% от всех источников освещения в развитых странах.

Вряд ли стоит сомневаться в успехе будущей экспортной составляющей деятельности «Оптогана». Вот что действительно вызывает серьезные сомнения, так это способность компании переориентироваться в дальнейшем на российский рынок.

Правительство России обнародовало планы постепенного прекращения производства и продажи ламп накаливания; программа должна начать действовать уже с 1 января. А к 2014 году государство вообще хочет всю страну перевести на светодиоды (для чего в мае Кабинетом министров одобрено выделение 19 млрд рублей). Аналитики единодушно заявляют, что задача эта из области фантастики. Вебсайт Finam.Ru провел в прошлом году социологическое исследование, и выяснилось, что полностью на энергосберегающее освещение перешли к тому времени менее 13% россиян. При этом более 28% наших соотечественников наотрез отказываются применять его.

Насильно мил не будешь…

Если государство хочет сделать российскую «светодиодную революцию» победоносной, а работу «Оптогана» на отечественном рынке прибыльной, властям придется методично и долго разъяснять потенциальному покупателю, что, заплатив дороже сейчас, он многократно окупит свои вложения в СИДы, что отразится потом в счетах за свет.

За последние годы тарифы на электроэнергию подросли лишь незначительно, но это уже вызвало недовольство потребителей. «Ну вот еще, новая напасть: заставляют переплачивать втридорога за светодиоды!» Все усилия нужно направить на то, чтобы такие восклицания не стали массовыми. А пока попытки заставить россиян платить сейчас больше, чтобы потом платить меньше, можно описать буквальным переводом одной древней английской поговорки: «можно привести коня на водопой, но нельзя заставить его пить».
Опубликовать в Twitter
Написать в Facebook
Записать в LiveJournal
Показать В Моем Мире
Поделиться в Моем Круге
ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ
Найти похожее содержание
 

Обзоры в деталях

21 Нояб '17
Российские ученые разработали, как они уверяют,...
7 Сен '17
26 Июль '17
Ученые Томского политехнического университета...
Поиск (Архив новостей - 19284)
Реклама
RB_Partners_Venture_Russia_1H_2017
Реклама
Marchmont News

Последние новости

23 Нояб '17
21 Нояб '17
Предприниматели, инвестирующие в стартапы, могут...

Интересные новости за неделю