Обзоры в деталях |

Новое «Пулково»: мечта для будущих путешественников или просто мечта?

6 Нояб '09
Олег Кузбит, управляющий редактор отдела веб-информации

На минувшей неделе власти Санкт-Петербурга подписали концессионное соглашение с российско-германско-греческим консорциумом о кардинальном преобразовании международного аэропорта «Пулково», которому уже 77 лет. Группа компаний во главе с банком «ВТБ» могут освоить на проекте возведения нового пассажирского терминала и прочей инфраструктуры до 1,4 млрд евро. Реконструкция призвана утроить пассажиропоток аэропорта в период с 2013 года, когда работы будут завершены, до 2025 года – ни много ни мало. Но легкой жизни и рекордных достижений реальность не обещает: пассажиропотоки не выходят за уровень 6-7 миллионов человек в год вот уже более десяти лет, а в последние месяцы откровенно падают. Кроме того, в Финляндии на приграничной с Россией территории питерскому аэропорту выращивают серьезного конкурента.

Первыми в постсоветской России концессионерами (по заявлению губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко) стали питерские власти в лице администрации аэропорта «Пулково» и «Воздушные ворота северной столицы» - международный консорциум, выигравший в июне тендер на реконструкцию четвертого по величине в стране аэропорта.

«Первую скрипку» в консорциуме играет банк «ВТБ Europe», а вместе с ним идут немецкая компания Fraport, уже многие годы управляющая аэропортом Франкфурта, и греческий инвестиционный фонд Horizon Air Investments, входящий в международную Copelouzos Group.

По словам концессионеров и данным российской печати, инвестиции в проект составят до 1,4 млрд евро. Участники консорциума заявили, к примеру, что готовы вложить до 1,1 млрд евро. Губернатор Матвиенко заявила, что остальное ожидается от Внешэкономбанка, ЕБРР и/или «Ситибанка».

Согласно недавним сообщениям, от имени консорциума аэропортом будет управлять Fraport. Условия соглашения предполагают ежегодные перечисления Санкт-Петербургу 11,5% доходов обновленного «Пулково» (помимо налогов, разумеется), а взамен «Воздушные ворота» получают право на управление объектом до 2039 года.

Официальное закрытие сделки ожидается в марте-апреле 2010 года.

Взгляд в глобальное будущее

В июне на церемонии объявления победителя конкурса президент Fraport AG Вильгельм Бендер прилюдно обещал сделать из питерского аэропорта авиахаб мирового значения.

Для реализации задумки к дизайну суперсовременного пассажирского терминала площадью 176 тысяч квадратных метров близ «Пулково-1» привлечено британское архитектурное бюро Grimshow. Согласно планам, строительные работы должны завершиться в 2013 году.

Ожидается, что в результате реконструкции «Пулково» сможет обслуживать ежегодно до 7,4 миллиона пассажиров. В настоящее время этот показатель не более 6 миллионов.

Планов воспарение, статистики падение…

За Санкт-Петербургом еще с начала советских времен закрепился неофициальный статус второй столицы страны. Но о нем как центре международных авиаперевозок мир впервые услышал чуть более 20 лет назад. Открывшийся в 1932 году аэропорт «Пулково» организовал свой первый международный рейс в Берлин лишь в 1986 году.

Словно стараясь наверстать потерянное время, концессионеры строят масштабные планы. Но попотеть придется, и трудно сказать, что ожидает в конце пути.

Недавно опубликованные данные по операционной деятельности «Пулково» за девять месяцев 2009 года показывают неуклонное снижение пассажиропотоков, особенно на международных направлениях.

С января по сентябрь включительно этот показатель упал на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 5,14 миллиона человек, говорится в отчете компании.

Особенно пострадали международные перевозки: отмечено падение на 11,6% до 2,3 миллиона пассажиров. На внутренних рейсах пассажиропоток сократился на 7,2% до 2,4 миллиона, и лишь на направлениях СНГ снижение не столь существенное: 3,5% до 417 тысяч человек.

В сентябре «Пулково» обслужило чуть более 702 тысяч человек, на 1,6% меньше, чем в сентябре 2008 года.

Цифры заставляют задуматься: ведь, согласно условиям конкурса, к 2025 году пассажиропотоки питерского аэропорта должны быть доведены как минимум до 22 миллионов человек в год.

«Пулково» против Лаппеенранты?

Крупнейший оппонент «Пулково» в регионе Балтийского моря – хельсинкский аэропорт Vantaa. В прошлом году он обслужил 13,4 миллиона пассажиров.

Но в этом, в принципе, ничего страшного нет. Что действительно может значительно осложнить жизнь питерских концессионеров, так это недавнее заявление финской компании Finavia, оператора Vantaa.

Компания управляет и целым рядом других аэропортов Финляндии, включая аэропорт Лаппеенранты – города практически на границе с Россией. Так вот именно этот аэропорт Finavia намерена переоборудовать и перенести туда значительную часть международных рейсов.

Обновленное «Пулково», естественно, будет рассчитывать на тех граждан российского северо-запада, что летают постоянно. Но если вспомнить, что у подавляющего большинства этих граждан на руках многократные шенгенские визы, выданные Генконсульством Финляндии в Санкт-Петербурге, трудно не задуматься о том, не станет ли Лаппеенранта куда более легким «первым шагом» в Европу.

«Пулковский» проект – один из многих крупных реконструкционных задумок российских аэропортов, от новосибирского «Толмачево» до московского «Шереметьево-3». Все они начинались в «жирные» годы. Ныне другой мир и иная Россия.

По данным Moodie Report, только за первые четыре месяца 2009 года пассажиропотоки в целом по стране упали на 20,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 10 451 516 человек.

На международных рейсах падение с января по апрель составило 19,7% - до 4 638 712 пассажиров. При этом на направлениях СНГ пассажиропоток сократился на 23% до 710 911 человек.

Поводов для радостных предвкушений пока немного. Чтобы ощутить сладость побед, «Пулково» может потребоваться нечто большее, чем просто новый блестящий терминал и «хайтековая» инфраструктура.
Олег Кузбит, управляющий редактор: «Мы рады, что вы по-прежнему с нами в нашем информационном проекте The Bridge – еженедельном экскурсе в инновационное настоящее и будущее российских регионов. «Марчмонт» расскажет, как наука и бизнес наводят мосты взаимопонимания и сотрудничества».
Опубликовать в Twitter
Написать в Facebook
Записать в LiveJournal
Показать В Моем Мире
Поделиться в Моем Круге
ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ
Найти похожее содержание

География:

Теги: Пулково (18) /

Последние новости: Обзоры в деталях
2 Авг '21 | Промышленность | Технологии и инновации
 
Поиск (Архив новостей - 20920)
Мир будущего — мир искусственного интеллекта
Реклама
Marchmont Tech Solutions_RUS
НАТТ
Реклама
Marchmont News

Последние новости

25 Нояб '21
Ученые Казанского федерального университета...
24 Нояб '21
В Москве разработан более дешевый способ получения...
22 Нояб '21
Банк для предпринимателей и предприятий «Точка»...

Интересные новости за неделю

26 Нояб '21
Молодые исследователи из Пермского Политеха...
26 Нояб '21
Российский разработчик 3D-сканеров человеческого тела...
26 Нояб '21
StartupSamara открывает приём заявок на одно из самых...