Обзоры в деталях |

«Сахалин-материк»: очевидное, вероятное и не очень за 330 млрд рублей

11 Нояб '09
Олег Кузбит, управляющий редактор отдела веб-информации

ОАО «РЖД» заявило о готовности подключиться к проекту строительства железной дороги и моста, которые соединили бы богатый углеводородами остров Сахалин с материковой частью страны. Не исключен сценарий, при котором частично свою финансовую лепту в этот проект продолжительностью шесть-восемь лет внесет Япония: у нее свой интерес в развитии трансевразийского транспортного коридора. Но несмотря на очевидные плюсы, включающие сокращение расстояния для доставки грузов на 7 тысяч километров и двух- или даже трехкратное уменьшение сроков в пути, стоимость задумки – от 300 до 330 млрд рублей – вызывает обоснованные сомнения.

Российские железные дороги объявили на этой неделе, что поддержат власти Сахалинской области в продвижении проекта строительства надводного (или подводного) железнодорожного перехода с острова на материк. На реализацию идеи потребуется от 300 до 330 млрд рублей, что, без сомнения, сделает проект одним из крупнейших на российском Дальнем Востоке. В деталях его должны обсудить в ходе намеченного на 19-21 ноября Транспортного форума в Москве.

Грани проекта

Начало проекта, известного как «Сахалин-материк», запланировано на станции Селихино к востоку от Комсомольска-на-Амуре. Далее строители пройдут 240 километров до тихоокеанского побережья и по переходу длиной от шести до 16 километров (в зависимости от места прокладки) выведут рельсы на обновленные пути Сахалинской железной дороги в районе станции Ныш. Всего будет проложено около 580 километров трассы.

Сахалинская железная дорога требует кардинальной переделки. Рельсы клали еще около ста лет назад японцы, и эта узкоколейка шириной всего 1 067 мм несовместима с современным общероссийским стандартом (1 520 мм).

По данным РЖД, «перешивка» путей потребует еще лет пять работы и около 50 млрд рублей инвестиций.

Кроме того, проектом предусматривается прокладка совершенно новой железнодорожной трассы Ильинский – Углегорск на западном побережье Сахалина.

Сроки реализации проекта четко не определены, но в зависимости оттого, какой из подходов проектировщиков будет признан окончательным, они могут составить от шести до восьми лет.

Что касается собственно моста, то здесь рассматриваются варианты просто железной дороги, совмещения железной и автомобильной дорог и даже вариант прокладки вдоль трассы нефтегазопровода.

Есть варианты, но мост реалистичнее

До недавнего времени обсуждались три варианта перехода: подводный тоннель протяженностью 12,4 км, надводный мост длиной 6,6 км и шестнадцатикилометровая насыпная дамба.

Третий вариант представлялся самым привлекательным: ведь в дамбу можно было встроить ГЭС либо протянуть кабель для доставки электроэнергии на остров с одной из крупных гидростанций российского Дальнего Востока, например, с Бурейской ГЭС в Приамурье.

Дамба была, к тому же, наиболее экономичным вариантом из трех. Но впоследствии запротестовали экологи, указывая на смертельную угрозу биоценозам региона. Когда же поступили тревожные сигналы от геологов, вариант дамбы отбросили полностью.

Как оказалось, дно в этой части Татарского пролива – сплошные нестабильные плывуны. Этот факт решил судьбу проекта дамбы.

Вариант тоннеля все еще существует, но, вероятнее всего, последует в мусорное ведро – по той же причине.

Бог троицу любит?

Недавнее заявление руководства РЖД – третья попытка запустить проект «Сахалин-материк».

Первая была предпринята еще Иосифом Сталиным. В начале 50-х он распорядился начать рыть под Татарским проливом тоннель. Работы были остановлены в 1953 году после смерти генсека.

Кстати, рельсы от Селихино до побережья должны частично лечь на полотно, подготовленное еще 60 лет назад.

Прошли годы, и вот в 2002 году правительственные лоббисты вернулись к этой идее. Но вторая попытка провалилась, так и не начавшись: тогдашнее МПС отказалось финансировать стройку.

Экономические выгоды и японские перспективы

На сей раз у проекта колоссальная поддержка: от губернатора Сахалина Александра Хорошавина до Министерства транспорта РФ. А с присоединением к хору сторонников РЖД перспективы сахалинского перехода кажутся более чем радужными.

У энтузиастов проекта есть все основания верить в это: ведь они видят проект в значительно более широком контексте. Для них «Сахалин-материк» - не более чем часть (безусловно, весьма существенная) предполагаемого международного транспортного суперкоридора между Японией и Западной Европой.

В российском правительстве надеются на то, что Япония возьмет на себя часть финансового бремени по проекту. Дело в том, что эта многомиллиардная задумка может развиться до новых высот: в случае возведения гигантского сорокатрехкилометрового моста через пролив Лаперуза на северный японский остров Хоккайдо Страна восходящего солнца (да и вся Юго-Восточная Азия) получает прямой доступ по железной дороге к любой точке Евразии.

Выкладки Министерства транспорта РФ таковы: грузоперевозки из Азии в Западную Европу железной дорогой займут в два, а то и в три раза меньше времени, чем нынешние морские (в среднем 18 суток вместо минимум 40).

По мнению академика РАН Александра Гранберга, проект не только дает сто очков вперед морским грузоперевозкам через Суэцкий канал в плане расстояния, сроков и денежных затрат, но и существенно экономичнее гибридных вариантов поставок морем до южных портов российского Дальнего Востока и далее железной дорогой в Европу.

Маршрут Япония – Сахалин – Транссиб – Европа сэкономит грузовладельцам 20-30 дней пути и до 7 тысяч километров расстояния, полагает г-н Гранберг.

Он убежден также, что при включении в планы моста через пролив Лаперуза окупаемость всего проекта сократится с нынешних 30 с лишним лет вполовину.

Наш сосед, похоже, тоже вполне с воодушевлением принял идею возведения мостового перехода с Сахалина на Хоккайдо. Представитель японского МИДа Казуо Кадама говорил в начале года, что «…если этот проект будет нам выгоден, если мы будем видеть, что в России принимаются определенные шаги по данной стройке, то мы будем участвовать и в нем…». Токио намерен поднять этот вопрос в деталях на саммите стран АТЭС во Владивостоке в 2012 году.

Грандиозный замысел или очередное «Новое платье короля»?

Трудно спорить с тем, что и России в целом, и Сахалину в частности новый проект нужен. Мало существует других путей, помимо нефте- и газодобычи, чтобы поддержать экономику острова и вдохнуть полноценную жизнь во весь дальневосточный регион страны.

Не менее трудно ставить под сомнение и выгоды для Японии. Чтобы оставаться в числе глобальных экономических лидеров, стране со столь незначительными природными ресурсами просто нельзя не считать деньги на транспортировку грузов.

Но все это не сильно убеждает скептиков. Для некоторых вся затея – не более чем очередная авантюра сахалинского губернатора, стремящегося «полакомиться» из госбюджета.

Другие утверждают, что 330 млрд рублей – несуразная сумма. Подобные проекты в мировой практике реализуются с инвестициями раз в десять меньшими. В качестве примера критики приводят введенный весной в эксплуатацию в Китае тридцатишестикилометровый мост через Ханчжоусский залив. Этот колоссальный проект обошелся всего в 1,4 млрд долларов.

А самый длинный в мире подвесной мост (2,9 км), соединяющий греческие города Рио и Антирио, стоил вообще 945 млн долларов, напоминают скептики.

Как долго-то все…

Отчасти сомнения вызваны ожидаемой длительностью периода проектных работ. Начальная фаза строительства вряд ли начнется раньше 2012 года.

В условиях мирового финансового кризиса, когда деньги существенно подорожали, сторонники проекта настаивают, чтобы работы были ускорены и правительство как можно скорее начало выделение средств.

Правда, на пути этого проекта стоят многие другие, признанные в свое время приоритетными, но из-за кризиса отложенные. Сейчас о них начинают вспоминать. Российская экономика все еще слаба, а уж после недавних громких обещаний правительства (в частности, выделить находящемуся на грани дефолта «АвтоВАЗу» около 55 млрд рублей) ожидать скорой реализации сахалинской идеи весьма непросто.
Олег Кузбит, управляющий редактор: «Мы рады, что вы по-прежнему с нами в нашем информационном проекте The Bridge – еженедельном экскурсе в инновационное настоящее и будущее российских регионов. «Марчмонт» расскажет, как наука и бизнес наводят мосты взаимопонимания и сотрудничества».
Опубликовать в Twitter
Написать в Facebook
Записать в LiveJournal
Показать В Моем Мире
Поделиться в Моем Круге
ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ
Найти похожее содержание

География:

Последние новости: Обзоры в деталях
2 Авг '21 | Промышленность | Технологии и инновации
 
Поиск (Архив новостей - 20920)
Мир будущего — мир искусственного интеллекта
Реклама
Marchmont Tech Solutions_RUS
НАТТ
Реклама
Marchmont News

Последние новости

25 Нояб '21
Ученые Казанского федерального университета...
24 Нояб '21
В Москве разработан более дешевый способ получения...
22 Нояб '21
Банк для предпринимателей и предприятий «Точка»...

Интересные новости за неделю

26 Нояб '21
Молодые исследователи из Пермского Политеха...
26 Нояб '21
Российский разработчик 3D-сканеров человеческого тела...
26 Нояб '21
StartupSamara открывает приём заявок на одно из самых...