Обзоры в деталях |

Миллиардная логистика «Петербург-Транзита»: миф или реальность?

7 Дек '09
Олег Кузбит, управляющий редактор отдела веб-информации

Доселе известная лишь в узких кругах питерская компания «Петербург Транзит» объявила об одном из крупнейших в новейшей истории логистики «северной столицы» проектов. На окраине Санкт-Петербурга планируется возвести логоцентр стоимостью 6-7 млрд рублей. Экспертов рынка несколько смущает «громадье планов» во времена тридцати-тридцатипятипроцентного падения спроса на питерскую складскую логистику. Не менее удивительно прозвучало заявление о том, что компания намерена инвестировать исключительно собственные средства и к займам не прибегать. Кому-то кажется, что существующих складских комплексов вполне хватит аж до 2013-2014 гг. даже при условии роста спроса, а посему заявленный логоцентр так и останется на бумаге. Другие полагают, однако, что место для проекта выбрано стратегически верно и это может сделать его жизнеспособным.

Питерский оператор недвижимости «Петербург Транзит» объявил на прошлой неделе, что намерен вложить 6-7 млрд рублей в логистический проект на окраине города близ Волхонского шоссе на участке в 23 гектара.

Это первый логистический проект для питерского девелопера. По данным «РБК daily», компания последние три года занимается сдачей в аренду собственных объектов недвижимости. Рынок сильно подивился, узнав, что девелопер планирует вложить исключительно собственные средства и к займам не прибегать.

Согласно сообщению самого ньюсмейкера, намечено возведение 107 тысяч квадратных метров открытых складских площадей и 14 тысяч квадратных метров крытого склада. На строительство компания отводит 2,5 года.

Когда много качественного не есть хорошо

«РБК daily» приводит общее мнение игроков рынка о том, что заявлен один из крупнейших логистических проектов Санкт-Петербурга. В их реакции звучит удивление масштабностью планов на фоне низкого спроса на складскую логистику.

Данный сектор серьезно пострадал от кризиса. По данным Knight Frank St. Petersburg, арендные ставки с начала года упали в среднем на 30-35%; примерно в тех же пропорциях сократилось количество арендаторов. Старший консультант компании Леонид Захаров утверждает, что самый мощный удар пришелся по логокомплексам класса «А», запущенным в конце прошлого года. По его оценкам, в целом по году ожидается снижение объемов сделок по складской недвижимости на 30%.

Эксперт убежден, что на рынок сильнейшим образом давит переизбыток высококлассного предложения. По его словам, с 2006 по 2008 годы был реализован целый «букет» проектов «топовой» логистики, что раздуло складской сегмент вчетверо.

«Смарт Лоджистик Групп» также указывает на тот факт, что к моменту начала кризиса рынок складской логистики Петербурга и Ленинградской области имел до 25% лишних площадей. В качестве очередной ложки дегтя в бочке меда компания приводит прогноз, согласно которому существующих складских комплексов вполне хватит аж до 2013-2014 годов даже при условии роста спроса в ближайшие несколько лет. Ее представители полагают, что арендные ставки класса «А» приблизятся к докризисным 150-200 долларам за квадратный метр не раньше 2012 года.

Быть или не быть проекту?

Если исходить из чистой экономики, решение «Петербург Транзита» о начале крупного проекта в таком нездоровом секторе, как нынешняя логистика, наталкивает участников рынка на мысль, что за новичком стоит нечто большее, чем то, что позволено узнать средствам массовой информации.

По мнению Екатерины Марковец из компании «АРИН», у девелопера должны быть обширные связи среди потенциальных пользователей логистических услуг. В противном случае глупо ставить так много на отрасль, в которой имеющиеся склады заполнены максимум процентов на 60-70.

Максим Клягин из «Финам Менеджмент» полагает, что хоть конечные бенефициары проекта не названы, у питерской компании должна быть для такой задачи солидная финансовая поддержка. Эксперт считает, что при условии сдачи складских площадей сторонним арендаторам инвестор сможет «отбить» свои вложения за 8-10 лет.

А вот компания STEP видит в местоположении потенциального логоцентра – рядом с кольцевой автодорогой – залог большего, чем прогнозируют аналитики, успеха проекта и сокращения сроков его окупаемости. Словно поддерживая мысль, выраженную STEP, Тарас Гронин из компании «Геодизайн» подчеркивает, что в самом Петербурге спрос на складскую недвижимость упал значительнее, чем в Ленобласти. Для новой проектной идеи это может прозвучать обнадеживающе: ведь логоцентр «Петербург Транзит» замыслен как раз почти на границе города и области.

Вера Бойкова из ASTERA St. Petersburg думает, что у проекта все же есть будущее, и даже советует увеличить крытые складские площади за счет открытых, поскольку арендаторы предпочитают первое.

Разумеется, есть и откровенные скептики.

Председатель правления «Охта Групп» Владимир Свиньин напоминает, что при всем переизбытке площадей в Выборгском районе Ленобласти реализуется еще один складской проект на 220 тысяч квадратных метров. «Охта» имела виды на регион в плане собственной логистики, сказал г-н Свиньин, но потом вынуждена была отказаться от идеи и продать участки, поскольку, очевидно, компания не видит места на этом рынке для более чем одного крупного логокомплекса.

Резче всех отзывается по этому поводу Игорь Водопьянов, управляющий холдингом «Теорема». Он убежден, что никто ничего строить не собирается, а речь идет об очередном бумажном проекте.

Кризис рано или поздно закончится…

В общем и целом настроения скептиков можно свести к одной мысли: вряд ли стоит платить 7 млрд рублей, чтобы встать в очередь проектантов, которые «у окошка» сдают свои блестящие идеи в утиль.

Тем не менее решение строить носит скорее стратегический, чем тактический характер. К тому времени, когда строительство завершится (а это не раньше 2012 года, причем «Петербург Транзит» еще даже не назвала дату начала проекта и может подождать с этим дольше, чем ожидается), неизбежный экономический подъем может потребовать от питерской логистики больше складов, чем нынешний рынок может предложить. Не стоит забывать, что у СЗФО естественный высокий потенциал логистического хаба на границе России и Европы, что может само по себе ускорить оздоровление. И кто знает, может, «Петербург Транзит» окажется в это время одним из первых в очереди «к кассе».
Олег Кузбит, управляющий редактор: «Мы рады, что вы по-прежнему с нами в нашем информационном проекте The Bridge – еженедельном экскурсе в инновационное настоящее и будущее российских регионов. «Марчмонт» расскажет, как наука и бизнес наводят мосты взаимопонимания и сотрудничества».
Опубликовать в Twitter
Написать в Facebook
Записать в LiveJournal
Показать В Моем Мире
Поделиться в Моем Круге
ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ
Найти похожее содержание

География:

Последние новости: Обзоры в деталях
2 Авг '21 | Промышленность | Технологии и инновации
 
Поиск (Архив новостей - 20920)
Мир будущего — мир искусственного интеллекта
Реклама
Marchmont Tech Solutions_RUS
НАТТ
Реклама
Marchmont News

Последние новости

25 Нояб '21
Ученые Казанского федерального университета...
24 Нояб '21
В Москве разработан более дешевый способ получения...
22 Нояб '21
Банк для предпринимателей и предприятий «Точка»...

Интересные новости за неделю

26 Нояб '21
Молодые исследователи из Пермского Политеха...
26 Нояб '21
Российский разработчик 3D-сканеров человеческого тела...
26 Нояб '21
StartupSamara открывает приём заявок на одно из самых...