Обзоры в деталях |

ОСК и Daewoo готовы сняться с якоря в Приморье

13 Май '10
Олег Кузбит, управляющий редактор отдела веб-информации

Не прошло и полгода… Вокруг заявленных осенью 2009 г. проектов приморских «суперверфей» общей стоимостью порядка 2,5 млрд долларов долго продолжались спекуляции. Но вот все позади, известны детали того, что от цельной грандиозной идеи осталось. Один из ожидаемых инвесторов, китайско-сингапурский Yantai Raffles, вынужден присесть на долгий перекур… Зато южнокорейская компания Daewoo в партнерстве с российской ОСК получила «зеленый свет» на реализацию своей части проектной идеи с общими инвестициями в 45 млрд рублей. Львиную долю финансирования должен предоставить Внешэкономбанк.

Руководство Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) положило конец спекуляциям вокруг судостроительных мегапроектов в Приморье, заявленных правительством РФ еще в октябре-ноябре прошлого года. Официально сообщено, что реализуется пока один из двух проектов верфей и партнером для него выбрана южнокорейская компания Daewoo.

ОСК была создана президентским указом и зарегистрирована в Санкт-Петербурге в 2007 году для объединения всех государственных судостроительных активов. В момент создания стоимость холдинга достигала 500 млрд рублей.

Как заявил глава ОСК Роман Троценко, верфь построят близ города Большой Камень в Приморском крае. Корейские инвестиции ожидаются в объеме около 200 млн долларов.

Планы на десять лет… возможно

Общая стоимость проекта оценивается в 45 млрд рублей. Большая часть средств – правда, пока не уточненная, – должна поступить от государственного Внешэкономбанка.

Планы предусматривают начало строительной фазы уже в июне. Сдать объект должны к концу будущего года, а уже в первом квартале 2012 года предполагается спуск на воду первого судна.

В ноябре 2009 года заявлялось о намерении с 2012 до 2020 гг. возвести дополнительные очереди судоверфи. По истечении шести месяцев партнеры, судя по всему, более осторожны в прогнозах, предпочитая так далеко не заглядывать.

Сообщается, что будущая верфь будет строить газовозы, танкеры, в том числе и ледового класса, суда для исследований шельфа, а также плавучие заводы по производству сжиженного газа. В числе наиболее вероятных покупателей уже давно называют крупнейшие российские нефтегазовые компании, такие как «Роснефть», «Транснефть», «Газпром», «Совкомфлот» и др.

Все продумали хорошо…

На фоне благоприятных перспектив проекта в Большом Камне весьма туманной выглядит судьба второго из объявленных минувшей осенью проектов «суперверфей». Речь идет о верфи в бухте Чажма предполагаемым объемом инвестиций порядка 1 млрд долларов. Вместе с ОСК и ВЭБом к участию в проекте готовилась китайско-сингапурская компания Yantai Raffles.

Первоначальные планы предписывали начало строительства в марте 2010 года и его завершение в течение двух лет. Океанские буровые платформы и сопутствующее оборудование должны были стать основной продукцией предприятия. Рассматривались также варианты включения в продуктовую линейку танкеров и химовозов дедвейтом до 150 тысяч тонн, но окончательного решения по этому вопросу принято, похоже, не было.

Очевидно, что запуск «суперверфи» подгадывали под начало активной фазы работ на крупнейших отечественных нефтегазовых проектах на Ямале и Штокмановском месторождении.

То так, то этак… то там, то сям…

В октябре 2009 года российские официальные источники называли сумму инвестируемых китайско-сингапурским партнером средств в районе 200 млн долларов. Прошел месяц, и оценки стали более размытыми: «от 100 до 200 млн долларов».

С местом строительства тоже были заминки. Изначально сообщалось о том, что верфь возведут во Владивостоке. Позднее решили, что это будет бухта Чажма рядом с закрытым городом Фокино, где располагается одноименная база ВМФ России. Каких-то официальных разъяснений по поводу перемены места предоставлено не было.

Под ковром…

И вот теперь президент ОСК г-н Троценко говорит, что проект в Чажме «откладывается на неопределенный срок». Причина весьма нетипична, можно даже сказать, удивительна – хотя, если присмотреться, вряд ли уникальна.

По словам г-на Троценко, землю под проект не отдает Министерство обороны – давнишний ее владелец. Согласно сообщению «Коммерсанта», глава компании сетовал на то, что на территорию предполагаемой стройки некоторое время назад не допустили сингапурских инженеров, приехавших для проведения проектных работ на месте.

Осведомленные источники полагают, что всему виной не вопросы безопасности и уж тем более не злая воля, а скорее бюрократические проволочки. Как бы там ни было, Yantai Raffles остается либо переждать этот казус, либо откланяться.

Российской нефти – российские танкеры

Остающийся «на плаву» проект ОСК-Daewoo может заложить основы для изменения ни много ни мало образа мысли в российской «нефтянке». Готовится переход от инвестирования в иностранные судоверфи к вложениям в себя.

Ведь в настоящее время отечественные нефтяные компании в основном заказывают крупнотоннажные танкеры и специальные суда за рубежом, преимущественно, кстати, в Азии. Получивший «зеленую улицу» российско-корейский проект – вкупе, надеемся, с проектом в Чажме, которому дадут-таки добро, – может помочь в использовании азиатских инвестиций для существенного снижения зависимости от азиатских же судостроителей.
Олег Кузбит, управляющий редактор: «Мы рады, что вы по-прежнему с нами в нашем информационном проекте The Bridge – еженедельном экскурсе в инновационное настоящее и будущее российских регионов. «Марчмонт» расскажет, как наука и бизнес наводят мосты взаимопонимания и сотрудничества».
Опубликовать в Twitter
Написать в Facebook
Записать в LiveJournal
Показать В Моем Мире
Поделиться в Моем Круге
ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ
Найти похожее содержание

География: Приморский край

Последние новости: Обзоры в деталях
2 Авг '21 | Промышленность | Технологии и инновации
 
Поиск (Архив новостей - 20920)
Мир будущего — мир искусственного интеллекта
Реклама
Marchmont Tech Solutions_RUS
НАТТ
Реклама
Marchmont News

Последние новости

25 Нояб '21
Ученые Казанского федерального университета...
24 Нояб '21
В Москве разработан более дешевый способ получения...
22 Нояб '21
Банк для предпринимателей и предприятий «Точка»...

Интересные новости за неделю

26 Нояб '21
Молодые исследователи из Пермского Политеха...
26 Нояб '21
Российский разработчик 3D-сканеров человеческого тела...
26 Нояб '21
StartupSamara открывает приём заявок на одно из самых...