Обзоры в деталях |

Миллиарды «Морского фасада» идут в кильватере к причалу

18 Май '10
Олег Кузбит, управляющий редактор отдела веб-информации

Проект нового петербургского пассажирского порта под названием «Морской фасад» с инвестициями от миллиарда до трех миллиардов долларов близится к завершению. Причем, как заявлено, с опережением графика почти на год. На территории в 400-470 га, отнятой у Финского залива, город скоро получит и крупнейший в России морской порт, и новый питерский даунтаун. Пока противники стройки ведут ожесточенные споры об эстетике нового комплекса, энтузиасты видят в футуристическом проекте потенциал для привлечения туристов международного уровня не только в Петербург, но и дальше, в самое сердце России. Правда, в последнем остается немало «но»…

Один из самых протяженных по времени воднотранспортных проектов нынешней России, как сообщается, входит в свою завершающую стадию. Официально начатый на Васильевском острове в Петербурге еще в 2002 году проект пассажирского порта «Морской фасад» за первые пять лет не явил миру практически ничего существенного, хоть и был включен в список приоритетных. Но вот в последнее время дела пошли ускоренными темпами, как утверждает Серик Жусупов, вице-президент управляющей компании «Морской фасад», контролирующей проведение работ по возведению крупнейшего в стране порта.

По его словам, руководителям проекта удалось обеспечить бесперебойное финансирование, заручиться действенной поддержкой государства и создать хороший консорциум девелоперов. Это позволило вести работу интенсивнее, и теперь «Морской фасад» может стать одним из немногих проектов, выпавших на тяжелый кризисный и посткризисный период, которые не только соблюдают сроки, но даже опережают их. Вице-президент компании выразил уверенность, что последний третий морвокзал с паромным причалом будет введен в эксплуатацию уже в будущем году, а не в 2012-м, как намечалось ранее.

И порт, и даунтаун

Осведомленные источники затрудняются назвать реальную смету проекта «Морской фасад». В прошлом году стоимость строительства порта оценивалась примерно в 31 млрд рублей (порядка 1 млрд долларов). Недавно прошло сообщение, что государство выделяет из этой суммы 6,9 млрд рублей, таким образом, частные инвесторы, из которых крупнейшим называют питерскую компанию «Терра Нова», взяли на себя основную финансовую нагрузку.

Для привлечения своей доли средств на окончание строительства УК «Морской фасад» на прошлой неделе завершила через свою «дочку» выпуск девяти подряд серий облигаций на общую сумму более 4,4 млрд рублей.

Но дело в том, что порт, пусть и центральный элемент проекта, – всего лишь часть более обширной идеи, направленной на превращение западной оконечности Васильевского острова в новый деловой центр Санкт-Петербурга. На территории в 400-470 га намывных земель, уходящих вглубь Финского залива на полтора километра, запланировано возведение порядка полутора миллионов квадратных метров офисных площадей, а также до трех миллионов квадратных метров жилья с торговыми точками и объектами соцкультбыта. По некоторым данным, все это вместе доводит стоимость проекта до 3 млрд долларов.

Очевидцы сообщают об активном жилищном строительстве в районе порта. Впрочем, точных дат полного завершения всех компонентов плана вряд ли кто-то даст.

Частно-государственное партнерство в действии

Это один из многочисленных проектов, реализуемых в стране на основе частно-государственного партнерства и призванных хоть на шажок сократить гигантское отставание России в вопросах инфраструктуры.

В настоящее время власти ищут подрядчика на завершающую стадию строительства порта, сообщает портал Restate.ru. Объявлен конкурс, который продлится до конца мая, победитель должен будет к ноябрю этого года наладить бесперебойную работу уже построенных пяти причалов и двух вокзалов, а к концу будущего года сдать еще два причала, последний морвокзал и береговую инфраструктуру.

После завершения всех работ портовый комплекс перейдет в собственность Петербурга.

Круизы в гости… будут к нам?

С появлением нового морского порта не исключены изменения на нынешних картах туристских маршрутов в Северной Европе. Особые оптимисты даже верят, что проект даст некоторый толчок к смене круизных предпочтений европейцев. С выводом объекта на полную мощность «Морской фасад» сможет работать с круизными судами и паромами длиной корпуса свыше 311 метров и осадкой до десяти метров, а это уже флот ведущих европейских операторов.

Недавно к одному из уже построенных морвокзалов нового порта «примерился» оператор Stella Line. После двухлетнего перерыва 23 апреля возобновлено паромное сообщение между Петербургом и Хельсинки. Рейсы осуществляет «Принцесса Мария», современное судно, способное перевозить до 1,6 тысячи пассажиров и 395 автомобилей. Удачное начало скрепило решение оператора организовать пять паромных рейсов в неделю, причем Stella Line, скорее всего, продолжит использовать для этого «Морской фасад».

Привлекающее взор или оскорбляющее его?

При всех плюсах, которые получает от проекта туристский Санкт-Петербург, несогласие общественности с некоторыми аспектами архитектурного исполнения «Морского фасада» остается ощутимой «занозой» в руках городских властей буквально с момента начала стройки.

Сторонники и недруги проекта сошлись на словесном ристалище по поводу того, как новый комплекс повлияет на исторический облик города. Последние утверждают, что высотные здания, предусмотренные на Васильевском, станут чуть ли не бельмом на глазу горожан и ударом по гармонии и красоте северной столицы. Вокруг проекта ломают копья так же, как и вокруг нашумевшего «газпромовского» «Охта-центра», чей небоскреб, названный кем-то «проклятием» старого Питера, должен появиться вблизи исторической части города.

Прагматики-экономисты, не столь озабоченные эстетической стороной вопроса, тем не менее считают, что проект стоит усилий, в него вложенных, только при условии сведения его к созданию портового комплекса и инфраструктуры. Обширные планы по строительству жилья, театров и офисов кажутся им неоправданной тратой сил и средств.

Речные круизы «а-ля рюс»…

И все же с экономической точки зрения проект выглядит перспективным. «Морской фасад» может стать воротами, ведущими в российскую «глубинку», через которые иностранные туристы, прибывшие в Петербург морем, начнут путешествие по многочисленным рекам к жемчужинам русского зодчества – Великому Новгороду, Москве, другим городам к востоку и югу.

И, как всегда, одно большое «но»… Это плачевное состояние нынешней речной инфраструктуры. И потребуется гораздо большее, чем строительство «фасада», чтобы искушенные зарубежные путешественники сочли прогулку по внутренним водоемам России столь же привлекательной, как и круиз по Дунаю или другим рекам Западной Европы.
Олег Кузбит, управляющий редактор: «Мы рады, что вы по-прежнему с нами в нашем информационном проекте The Bridge – еженедельном экскурсе в инновационное настоящее и будущее российских регионов. «Марчмонт» расскажет, как наука и бизнес наводят мосты взаимопонимания и сотрудничества».
Опубликовать в Twitter
Написать в Facebook
Записать в LiveJournal
Показать В Моем Мире
Поделиться в Моем Круге
ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ
Найти похожее содержание

География: Санкт Петербург

Последние новости: Обзоры в деталях
2 Авг '21 | Промышленность | Технологии и инновации
 
Поиск (Архив новостей - 20920)
Мир будущего — мир искусственного интеллекта
Реклама
Marchmont Tech Solutions_RUS
НАТТ
Реклама
Marchmont News

Последние новости

25 Нояб '21
Ученые Казанского федерального университета...
24 Нояб '21
В Москве разработан более дешевый способ получения...
22 Нояб '21
Банк для предпринимателей и предприятий «Точка»...

Интересные новости за неделю

26 Нояб '21
Молодые исследователи из Пермского Политеха...
26 Нояб '21
Российский разработчик 3D-сканеров человеческого тела...
26 Нояб '21
StartupSamara открывает приём заявок на одно из самых...