Обзоры в деталях | Волга |

Логистические комплексы: главное – системный подход и сетевые решения

17 Сен '08
Лариса Кемпбелл, обозреватель


Министерство транспорта России выбрало для строительства в Поволжье логистического центра стоимостью 12 млрд рублей территорию республики Татарстан, предпочтя ее Нижегородской и Самарской областям. Аналитики отмечают, что потребность строительства подобных комплексов на сегодняшний день имеется во многих регионах России, однако главное – это системный подход и кооперация государства и бизнеса на национальном и международном уровне.


Ставка на Татарстан?

Заместитель министра транспорта России Андрей Недосеков рассказал, что финансирование строительства Свияжского мультимодального комплекса предполагается осуществлять на основе государственно-частного партнерства. По данным его министерства, соотношение частных и государственных инвестиций должно распределиться следующий образом: 5,6 млрд рублей – из федерального бюджета, 1,2 млрд рублей – из республиканского, в то время как средства инвесторов должны составлять порядка 5 млрд рублей. Представители Минтранса рассматривают различные транспортные компании как возможных инвесторов.

Федеральные 5,6 млрд рублей пойдут на инфраструктурные работы по подготовке площадки под строительство по линии ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы». Однако точные сроки строительства мультимодального комплекса пока не сообщаются.

Для получения экспертного мнения «Марчмонт» обратился к специалистам Управляющей Компании «ЛИТЕР». Руководитель отдела проектного развития Ольга Шершнева сказала, что Поволжский регион исторически и географически играет роль транспортного перекрестка России: «В Поволжье высокий уровень концентрации промышленных предприятий, разветвленная сеть всех видов транспорта, крупнейшая в стране таможенно-терминальная инфраструктура. Перспектива создания Свияжского логистического центра обозначилась еще в 90-е годы в связи с предложением Европейской комиссии и получила свое развитие с помощью немецких и французских компаний, изучавших потенциал татарстанских территорий. Однако в 1998 году работа по проекту была приостановлена и лишь в 2006 году возобновилась».

По оценкам экспертов компании, Казань – это крупный потребительский центр и высокоразвитый в социально-экономическом аспекте регион. Для обеспечения его внутренних потребностей требуется усиление логистической базы, что и происходит в настоящее время.

«Мультимодальные комплексы должны быть и в Самаре, и в Нижнем Новгороде, и в других крупных городах. Потребность в строительстве таких крупных комплексов на сегодняшний день, безусловно, есть - главное системный подход», заявила г-жа Шершнева.

Самара и Нижний: есть ли шансы у них?

У проекта было два серьезных конкурента – Самарская и Нижегородская области, однако аналитики отдавали приоритет Самарской области и по географическому положению, и по развитости розничной торговли и промышленности, и по грузопотокам. По некоторым сообщениям в СМИ, Самарская область по-прежнему намеревается получить финансирование на подобный проект через Инвестиционный фонд РФ.

«Что касается Нижнего Новгорода, то нам этот регион в настоящее время видится наиболее перспективным для развития логистики в Поволжском регионе», - сообщили специалисты УК «ЛИТЕР». Напомним, что в Нижнем Новгороде в начале 2010 года будет введен в эксплуатацию логистический центр «ЛИТЕР Ока» на участке общей площадью в 50 га. Ольга Шершнева рассказала, что благодаря комбинации мультимодальной инфраструктуры и складского комплекса класса «А» центр может претендовать не только на региональный уровень обслуживания, но и на сетевой, представляя собой ворота Транссиба в европейскую часть территории России. «В целом Нижегородский регион претендует на роль логистического центра Европейской части России, которую сейчас выполняет Московский регион», сообщила Алла Выхристюк, руководитель отдела маркетинга УК «ЛИТЕР».

Тенденции глазами отечественных экспертов

Ольга Шершнева отметила, что важной особенностью мультимодальных центров является тенденция к кооперации на национальном и международном уровнях и, как следствие, к созданию эффективных транспортных цепочек и сетевых решений с целью оптимизации и распределения грузопотоков: «Одно лишь участие нескольких видов транспорта еще не позволяет говорить о мультимодальных перевозках. Для обеспечения этого условия необходимо, чтобы в процесс перевозки грузов был включен весь комплекс мероприятий по перегрузке, складированию, страхованию, обеспечению сохранности грузов, информационному обеспечению перевозок и прочее. Важным фактором здесь является наличие единого оператора мультимодальных перевозок».

Несомненно, для создания крупных сетевых комплексов необходимо успешное взаимодействие государства и частных инвесторов. Так, в настоящее время в Московской области создается мультимодальный комплекс «Дмитровский порт» на основе государственно-частного партнерства. Комплекс будет расположен на земельном участке площадью в 110 га, примыкающем к Татищевскому уширению канала им. Москвы. Данный логистический комплекс войдет в сеть мультимодальных комплексов «ЛИТЕР», ориентированную на обеспечение сетей розничной торговли, дистрибьюторов, производственных и строительных компаний логистическими услугами высокого качества в европейской части России. «С появлением новых предложений на рынке логистических услуг прослеживается тенденция к усилению конкуренции на данном рынке, и абсолютно ясно, что победит тот, кто предложит более качественную услугу», - заявили специалисты УК «ЛИТЕР».

Взгляд со стороны

Западными представителями логистических компаний, работающих в России, перспективы Татарстана, а в особенности Нижегородской области, оцениваются неоднозначно. Главная причина осторожности в высказывании оптимистических оценок – близость Нижнего Новгорода к Москве, на данный момент неоспоримому центру логистической деятельности в центральной России. Казань, конечно, отстоит от столицы значительно дальше, но, к примеру, глава департамента промышленного развития в России компании CB Richard Ellis Роберт Обри высказывает опасения по поводу перспектив уже запущенного в эксплуатацию в Казани логистического комплекса Q Park (см. сюжет «Марчмонт» по ссылке). Мнения разнятся, и лишь время покажет, чей экспертный подход верен. Ясно одно: для полнокровной работы таких комплексов и в Нижнем Новгороде, и в Татарстане необходимо, чтобы пользователи логистических услуг включили эти регионы в свои логистические цепочки. Тогда Москве и Московской области появятся реальные конкуренты.
Олег Кузбит, управляющий редактор: «Мы рады, что вы по-прежнему с нами в нашем информационном проекте The Bridge – еженедельном экскурсе в инновационное настоящее и будущее российских регионов. «Марчмонт» расскажет, как наука и бизнес наводят мосты взаимопонимания и сотрудничества».
Опубликовать в Twitter
Написать в Facebook
Записать в LiveJournal
Показать В Моем Мире
Поделиться в Моем Круге
ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ
Найти похожее содержание
 
Поиск (Архив новостей - 20985)
Мир будущего — мир искусственного интеллекта
Technology Scouting Solutions For Industry
НАТТ
Реклама
Marchmont News

Последние новости

14 Янв '22
Прибор, разработанный российским стартапом, с новыми...
13 Янв '22
Ростовские исследователи создали новые наноразмерные...
12 Янв '22
Ученые Казанского федерального университета...

Интересные новости за неделю

14 Янв '22
Прибор, разработанный российским стартапом, с новыми...
13 Янв '22
Ростовские исследователи создали новые наноразмерные...
14 Янв '22
Новый коробочный программный продукт HFLabs KYC...