Обзоры в деталях | Волга |

Концерн «Рено» - локомотив для «АвтоВАЗа»

23 Сен '08
Светлана Забалуева, ведущий обозреватель

На днях стало известно, что акционеры ОАО «АвтоВАЗ» одобрили покупку лицензий одного из своих владельцев и партнера - компании Renault. По оценке аналитиков, сделка может стоить 220 млн евро. Руководство «АвтоВАЗа» сумму сделки пока не раскрывает.

Партнерство - в действии

«АвтоВАЗ» будет выпускать по лицензии Renault под брендом «Лада» 5-7-местный автомобиль на платформе автомобиля RF-90. Об этих планах еще в конце июня на пресс-конференции в Тольятти сообщил президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин. По его словам, «АвтоВАЗ» планирует приобрести лицензию на выпуск этого удлиненного автомобиля, который «хорошо вписывается в наш модельный ряд».

Речь не идет о приобретении целой платформы: пока планируется приобретение лицензии на производство только одной модели автомобиля, подчеркнул президент «АвтоВАЗа».

Всего же бизнес-планом развития волжского автозавода на 2009-2012 годы предусматривается постановка на производство четырех новых семейств - так называемого «бюджетного» автомобиля, автомобилей класса В и С и нового автомобиля 4х4, сообщил Алешин. «АвтоВАЗ» планирует также организовать производство силовых агрегатов Renault объемом 1,4 л и 1,6 л.  

Параметры будущей сделки были перечислены в меморандуме о взаимопонимании, подписанном в декабре 2007 года. Намерения перешли в формат договоров между «АвтоВАЗ» и Renault в феврале 2008 года.

В целях повышения привлекательности, конкурентоспособности и качества продукции волжского автозавода «АвтоВАЗ» и Renault договорились обмениваться технологиями и ноу-хау, особенно в области производства и маркетинга.

В соответствии с подписанными соглашениями концерн Renault приобрел 25% акций в капитале «АвтоВАЗа». Сумма сделки составила 25 млрд рублей ($1 млрд) плюс отложенный платеж, размер которого будет зависеть от результатов финансово-хозяйственной деятельности ОАО «АвтоВАЗ» в 2008-2009 годах.

В мае текущего года обществу удалось полностью ликвидировать схему перекрестного владения акциями «АвтоВАЗа», созданную почти два десятилетия назад Борисом Березовским. Сегодня, после завершения реструктуризации акционерного капитала ОАО «АвтоВАЗ», его равными долями (по 25% плюс 1 акция) владеют государственная корпорация «Ростехнологии», Renault и группа компаний «Тройка Диалог». Впрочем, ранее стороны договорились о проведении осенью 2008 года вторичного публичного размещения пакета акций ОАО «АвтоВАЗ», принадлежащего ГК «Тройка Диалог». (Сейчас, по информации «АвтоВАЗа», на рынке обращаются 7% акций общества.)

Однако исполнение этого условия откладывается. Как объяснил президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин в интервью газете «Ведомости», в сегодняшних условиях крайней нестабильности фондового рынка «об IPO речи быть не может, хотя к пакету «Тройки» по-прежнему проявляется большой интерес».

В рамках принципов долгосрочного партнерства также предполагается образовать холдинг, в котором Renault и ГК «Ростехнологии» будут поровну владеть акциями ОАО «АвтоВАЗ».

Выгоды очевидны

Итак, стратегическое партнерство, по сути, сделало «АвтоВАЗ» членом альянса Renault-Nissan - четвертого по объему выпуска автопроизводителя в мире. «Для нас большая честь сотрудничать с «АвтоВАЗом», - заявил глава альянса Карлос Гон на презентации меморандума о взаимопонимании. - Я уверен, что в ближайшие годы российский автомобильный рынок станет одним из крупнейших в мире, а «АвтоВАЗ» - его ведущим игроком. В этих целях мы будем вести взаимовыгодный обмен идеями, технологиями, инженерными наработками, сотрудничать в области маркетинга и развития модельного ряда под брендом Lada».

Как неоднократно впоследствии заявлял президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин, планируется вывести производство в Тольятти на 1,2 млн машин в год (по итогам 2007 года – 700 тыс. автомобилей). А к 2014 году, в соответствии со стратегическим соглашением «АвтоВАЗ» и Renault, в Тольятти намерены выпускать до полутора миллионов автомобилей в год.

Причем, по соглашению с «АвтоВАЗом» и его акционерами, объемы продаж автомобилей волжского автозавода будут консолидированы Renault. Таким образом, Россия должна стать для Renault первым рынком по объему продаж.

Трудностей не миновать

Партнерство одного из ведущих мировых автопроизводителей и самого крупного российского автозавода продолжает оставаться темой многочисленных комментариев. Рассуждая о перспективах роста производства на «АвтоВАЗе», к примеру, Марина Иркли, аналитик ИК «Велес Капитал», подчеркивает, что если действительно в 2010 году «АвтоВАЗ» сумеет продать 1,2 млн автомобилей, то сможет занять 33% прогнозируемого объема российского автомобильного рынка. (По итогам 2007 года доля «АвтоВАЗа» на рынке снизилась до 27% с 30% в 2006 г.)

Насколько реальна такая перспектива? На взгляд аналитика, намерения «АвтоВАЗа» очень оптимистичны и трудновыполнимы, потому что именно к этому времени компания может столкнуться с жесткой конкуренцией в виде отечественной сборки иномарок. Известно, что более 20 мировых автопроизводителей подписали соглашения о промсборке в России. Большинство заводов как раз начнет функционировать в 2010 году.

По оценкам ИК «Велес Капитал», в 2010 году на сборку может прийтись 1,2-1,3 млн автомобилей. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и импорт иностранных автомобилей, который в 2007 году уже составил 1,26 млн единиц. Вряд ли этот показатель через два-три года уменьшится, отмечает аналитик. Он может составить порядка 1,8 млн автомобилей в 2010 году. Таким образом, на долю «АвтоВАЗа» может остаться лишь 600-700
тыс. автомобилей. Тем не менее, замечает Марина Иркли, в альянсе с Renault и Nissan этот показатель может быть и выше.


«Главная проблема для «АвтоВАЗа» - продуктовый ряд, его привлекательность в среднесрочной и долгосрочной перспективе», - отмечал Карлос Гон после приобретения блока акций российского автопроизводителя. Впрочем, и сам Карлос Гон может стать проблемой для автозавода.


Половина работников – лишние?


Карлос Гон – антикризисный управляющий мирового класса. Сегодня, по общему признанию, – лучший среди равных. На рубеже прошлого и нынешнего веков он вывел из кризиса и Renault, и Nissan. Оздоровлению автогигантов сопутствовали массовые увольнения персонала, закрытие целых заводов.


По некоторым экспертным оценкам, сегодня без ущерба для производства на «АвтоВАЗе» можно сократить до 50% работников. Для провинциального города Тольятти такое мероприятие означало бы, по-видимому, социальную катастрофу.


Впрочем, с большой долей уверенности можно прогнозировать для «АвтоВАЗа» мягкий вариант решения проблемы «лишних» работников (всего на заводе пока трудоустроены примерно 140 тысяч человек). Не просто же так в новом совете директоров окажутся губернатор Самарской области Владимир Артяков и председатель профсоюзного комитета «АвтоВАЗа» Николай Карагин, должностная репутация которых зависит от уровня благополучия «народных масс». В новый совет директоров также вошли по три представителя компании Renault (включая Карлоса Гона), группы компаний «Тройка Диалог» и госкорпорации «Ростехнологии» (включая генерального директора госкорпорации Сергея Чемезова, он – председатель совета директоров ОАО «АвтоВАЗ») и, разумеется, президент ОАО «АвтоВАЗ» Борис Алешин.

Для справки:
ОАО «АвтоВАЗ» - крупнейший российский автопроизводитель. Акционерный капитал общества составляет более 9,25 млрд руб. В планах приобретение альянсом Renault-Nissan контрольного пакета акций (50%+1). В 2007 году было произведено 735 897 автомобилей. По данным отчетности по МСФО, выручка «АвтоВАЗа» за 2007 год составила 187,5 млрд рублей, EBITDA - 16,9 млрд рублей. Чистая прибыль – 3,95 млрд рублей.
Альянс «Renault-Nissan» - образован в 1999 году на паритетных началах. По итогам 2006 года в мировом рейтинге альянс занимает четвертое место с результатом продаж 5,7 млн автомобилей. Суммарные продажи альянса в 2007 году в мире – 6,16 млн автомобилей, в России – более 220 тыс.
Олег Кузбит, управляющий редактор: «Мы рады, что вы по-прежнему с нами в нашем информационном проекте The Bridge – еженедельном экскурсе в инновационное настоящее и будущее российских регионов. «Марчмонт» расскажет, как наука и бизнес наводят мосты взаимопонимания и сотрудничества».
Опубликовать в Twitter
Написать в Facebook
Записать в LiveJournal
Показать В Моем Мире
Поделиться в Моем Круге
ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ
Найти похожее содержание
 
Поиск (Архив новостей - 20985)
Мир будущего — мир искусственного интеллекта
Technology Scouting Solutions For Industry
НАТТ
Реклама
Marchmont News

Последние новости

14 Янв '22
Прибор, разработанный российским стартапом, с новыми...
13 Янв '22
Ростовские исследователи создали новые наноразмерные...
12 Янв '22
Ученые Казанского федерального университета...

Интересные новости за неделю

14 Янв '22
Прибор, разработанный российским стартапом, с новыми...
13 Янв '22
Ростовские исследователи создали новые наноразмерные...
14 Янв '22
Новый коробочный программный продукт HFLabs KYC...