Обзоры в деталях | Волга |

Вдогонку за самолетом

9 Окт '08
Государственный холдинг «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») намерен потратить не менее 13 млрд рублей на создание скоростного сообщения между Москвой и Нижним Новгородом к 2013 году.

К началу осени 2008 года в процессе реализации проекта уже освоено 9 млрд рублей, заявил недавно на пресс-конференции, посвященной Дню компании, начальник Горьковской железной дороги (ОАО «ГЖД») Сергей Козырев. Окупаемость проекта модернизации железнодорожной инфраструктуры составит примерно девять лет.

Мечты сбываются постепенно – и по-разному

Сергей Козырев уточнил, что уже в 2009 году пассажиры смогут доехать до Москвы за 3 часа 30 минут, в 2011 году - за 3 часа 15 минут, в 2013 году - за 3 часа. Сегодня, отметим, время в пути от Нижнего до Москвы экспресс-поездом составляет 4 часа 30 минут. Чтобы добиться существенного сокращения времени, придется провести, по словам Козырева, колоссальную работу по модернизации инфраструктуры. Планируется, что поезда смогут идти по реконструированным путям со скоростью 160 км в час.

Есть и некоторые иные данные по срокам реализации проекта. Цитируя того же Сергея Козырева, НИА «Нижний Новгород» сообщает, что сообщение между Москвой и Нижним Новгородом будет организовано за 3 часа 30 минут только в 2010 году, в 2011 году – за 3 часа 15 минут, в 2012 году – за три часа.

Некоторая неразбериха со сроками (они и до этого неоднократно менялись) подчеркивает трудоемкость задачи, которую взяла на себя ГЖД. Вероятно, планы постоянно приходится корректировать в связи с угасанием либо возрождением надежды на получение реальных результатов модернизации российских железных дорог. Не секрет, что железнодорожное сообщение в России не назовешь вполне современным – и по комфорту, и по скорости движения. Скорость 45 км в час – по-прежнему наиболее распространенная.

Источники в ГЖД утверждают, что еще в 1995 года компания «РЖД» поставила перед собой задачу наладить скоростное движение поездов. Однако реальные сдвиги появились только через несколько лет, - когда удалось достичь увеличения скорости продолжительного равномерного движения на отдельных участках, к примеру, до 85 км в час. Примечательно, что только в 2001 году Правительство Российской Федерации включило скоростное движение между Москвой и Нижним Новгородом в программу модернизации транспортной системы России до 2010 года.

Приоритет – скорость

Сегодня скоростное движение – приоритет инвестиционной политики железной дороги, о чем и Сергей Козырев, и президент «Российских железных дорог» Владимир Якунин не устают повторять.

В перспективных планах РЖД до 2015 года – организация движения по маршрутам Москва – Петербург и Москва – Адлер (Сочи) со скоростью 350 км в час, а по пятнадцати другим маршрутам, включая дорогу Нижний Новгород – Москва, - со скоростью 160-200 км в час. В первом случае требуется построить новые железные дороги, во втором – реконструировать старые.

Скоростная магистраль вдоль маршрута Москва – Петербург (почти 700 км) сейчас строится и по плану должна быть пущена в эксплуатацию в период 2012-2014 годов. А строительство дороги Москва – Сочи, по информации правительства РФ, уже скоро начнется: к Олимпиаде-2014 года надо будет поспеть уложить более 1700 километров путей. Первым региональным маршрутом из списка «второго эшелона», за который взялись РЖД, стала дорога от Москвы до Нижнего Новгорода.

Вначале - реконструкция

В планах железнодорожников - модернизация 26 станций на участке от Нижнего Новгорода до Петушков (Владимирская область), а также полная реконструкция путевого хозяйства на участке протяженностью 430 км. Кроме того, для внедрения скоростного движения необходимо поменять организацию движения поездов и провести переобучение работников ГЖД.

Планируется также провести масштабные работы по реконструкции платформ и станций, оборудованию переездов и пешеходных переходов.
В Нижнем Новгороде будет построено отдельное депо для обслуживания скоростного подвижного состава и реконструирован Московский вокзал.

Пригодится ли нижегородцам скорость Siemens?

Предполагается, что на участке Нижний Новгород – Москва в течение суток будет ходить порядка шести пар скоростных поездов - по две пары поездов утром, в обеденное время и вечером, сообщает пресс-служба губернатора Нижегородской области.

Пионерами скоростного движения в России предназначено стать германским поездам компании Siemens - VelaroRUS . Каждый из поездов предназначен для перевозки 604 пассажиров.

На покупку восьми скоростных поездов РЖД потратят 3 млрд рублей. В декабре 2008 года (по другим источникам - в январе 2009 года), из Германии будет привезен первый поезд, которому уже дали имя «Сапсан». Летом 2009 года начнутся его пробные поездки.

Поезда марки Siemens могут развивать скорость до 250-330 км в час. Но продемонстрировать все свои скоростные способности на перегоне Нижний Новгород - Москва, судя по всему, германская электричка сможет не скоро. Реконструкция полотна и всей железнодорожной инфраструктуры на этом участке в ближайшие два-три года позволит идти здесь со скоростью, не превышающей 160 км в час.

Целесообразно ли «гонять» скоростные поезда на маршрутах, где они не смогут достаточно эффективно использоваться? Такой вопрос невольно возникает, но пока не дискутируется. Известно только со слов Владимира Якунина, что интенсивность движения на скоростных маршрутах будет зависеть от величины пассажиропотоков и что эти параметры в настоящее время «просчитываются».

Еще быстрее? Японская альтернатива отложена

Между тем губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев довольно продолжительное время настаивал на скорейшей реализации иного проекта – проекта строительства новой магистрали, по которой поезда могли бы идти со скоростью 350 км в час и преодолевать расстояние до Москвы за 1,5 часа.

Идея Шанцева – воспользоваться для строительства сверхскоростной дороги японской технологией «Синкансэн» и привлечь японские инвестиции. Предполагалось, что это будет частно-государственное партнерство: в реализации проекта примут участие частные инвесторы, федеральное правительство, РЖД и правительства регионов, по территории которых пройдет дорога: Нижегородской, Владимирской и Московской областей. Первоначальная оценка стоимости такого проекта - 300-350 млрд рублей.

В 2007 году местные СМИ много писали об этом проекте. Весь год по инициативе губернатора обсуждались планы создания сверхскоростной железной дороги. Проводились конференции с участием потенциальных партнеров и инвесторов – в Нижнем и Токио.

В апреле 2007 года во время визита губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева в Японию представители корпорации Sumitomo заявили, что этот проект входит в компетенцию компании, и она готова внимательно рассмотреть все условия для участия в нем. Заместитель министра иностранных дел Японии Ицунори Онодэра заверил российских коллег в искренней заинтересованности японского бизнес-сообщества в развитии отношений с нижегородским регионом.
Однако дальше концептуального обсуждения идеи дело тогда не пошло. Не было и официальных комментариев по поводу отказа от дальнейшего продвижения проекта. Впрочем, есть признаки того, что причиной мог быть и отказ от участия в проекте федерального правительства, и загруженность РЖД срочными задачами типа строительства «олимпийской» скоростной магистрали, и интриги конкурирующих регионов, обиженных на преференции, которые удалось добиться нижегородскому губернатору Валерию Шанцеву от РЖД.

Как бы то ни было, осуществление идеи сверхскоростной железной дороги, да еще вперед всех других регионов, Валерию Шанцеву, судя по всему, пришлось отложить на неопределенный срок.

Для справки:

ОАО «Горьковская железная дорога» - структура ОАО «Российские железные дороги». Компания владеет железнодорожными путями, которые связывают Центральный, Северо-западный и Северный районы России с Поволжьем, Уралом и Сибирью, обслуживает 15 республик и областей в составе РФ.
Общая развернутая длина путей — 12 086 км.

ОАО «Российские железные дороги» - государственный холдинг, выполняющий 50% объема мировых грузоперевозок по железной дороге. На железную дорогу приходится 80% внутрироссийских грузовых и 40% пассажирских перевозок.

Светлана Забалуева, редактор
Олег Кузбит, управляющий редактор: «Мы рады, что вы по-прежнему с нами в нашем информационном проекте The Bridge – еженедельном экскурсе в инновационное настоящее и будущее российских регионов. «Марчмонт» расскажет, как наука и бизнес наводят мосты взаимопонимания и сотрудничества».
Опубликовать в Twitter
Написать в Facebook
Записать в LiveJournal
Показать В Моем Мире
Поделиться в Моем Круге
ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ
Найти похожее содержание
 
Поиск (Архив новостей - 20985)
Мир будущего — мир искусственного интеллекта
Technology Scouting Solutions For Industry
НАТТ
Реклама
Marchmont News

Последние новости

14 Янв '22
Прибор, разработанный российским стартапом, с новыми...
13 Янв '22
Ростовские исследователи создали новые наноразмерные...
12 Янв '22
Ученые Казанского федерального университета...

Интересные новости за неделю

14 Янв '22
Прибор, разработанный российским стартапом, с новыми...
14 Янв '22
Новый коробочный программный продукт HFLabs KYC...
14 Янв '22