Обзоры в деталях |

А будет ли мальчик?

20 Фев '09
Олег Кузбит, управляющий редактор отдела веб-информации

В Ростовской области полным ходом идет подготовка к реализации масштабного проекта строительства аэропорта «Южный». Помогает даже Минобороны. Стоимость комплекса, известного также под названием Батайский хаб, оценивается в 25 млрд рублей. В случае успешного осуществления проекта к 2015 году Россия получит крупный региональный транспортный узел.

Но открытыми остаются два вопроса, могущие в перспективе стать судьбоносными: найдутся ли инвесторы, и будет ли аэропорт обеспечен пассажирами и грузами в количестве, оправдывающем такие вложения в него?


Военные расчистили дорогу инвесторам

Власти Ростовской области не без гордости заявляют, что сняты все препоны на пути привлечения инвесторов к одному из самых масштабных проектов последних лет в Южном федеральном округе.

Благодаря содействию Минобороны и решению проблемы выделения земли регион готов к реализации идеи Батайского хаба – крупного аэропорта «Южный», проект которого в свое время выиграл в жесткой конкуренции с аналогичной задумкой Краснодара.

Министерство обороны передало Ростовской области под строительство нового аэропорта 620 га под Батайском, где в настоящее время расположен бывший военный аэродром. Таким образом, решена ключевая для переговоров с инвесторами проблема: до сих пор земли под проект зарезервированы не были.

Большие планы больших начальников

Стоимость аэропорта и всей инфраструктуры, по предварительным оценкам, составит около 25 млрд рублей. По данным «Коммерсанта» со ссылкой на источники в Ростовской областной администрации, федеральное правительство намерено выделить из общей суммы в рамках целевой программы около 9 млрд рублей, примерно 760 млн должно поступить из областного бюджета, а остальное предполагается привлечь у частных инвесторов.

По замыслу местных властей, аэропортовый комплекс «Южный» будет иметь две взлетно-посадочные полосы длиной 4 км, которые смогут принимать все типы современных магистральных судов, сообщает «Коммерсант». Предполагаемый период реализации проекта – 2010-2015 гг.

Закладываемая в проект пропускная способность нового аэропорта — 6-8 млн человек и 70-80 тыс. тонн грузов в год. Ожидаемый объем перевозок на международных рейсах — 1,5 млн человек.

Если все запланированное реализуется, новый аэропорт станет крупным региональным транспортным узлом, который позволит значительно увеличить объемы воздушных перевозок на юге России. После запуска «Южного» действующий ростовский аэропорт предполагается закрыть, уточняет «Коммерсант».

«Уж полночь близится, а Германа все нет»

Перспективы прихода в проект инвесторов оцениваются экспертами по-разному.

Оптимисты, к числу которых относится, например, руководитель аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, убеждены, что интерес к проекту со стороны частного капитала будет. «Коммерсант» передает его слова о том, что интерес этот в первую очередь проявят крупные профильные инвесторы. Впрочем, он признает в интервью «РБК daily Юг», что о каких-либо крупных сделках говорить преждевременно.

«Для того чтобы аэропорт получил статус транспортного узла, необходима базовая авиакомпания. «Аэрофлот-Дон» имеет неплохие позиции на рынке, но не может рассматриваться как мощный международный перевозчик», - сказал он в интервью.

А вот генеральный директор «Базэл Аэро» Сергей Лихарев скептически относится к проектам создания крупного международного хаба не только в Батайске, но и вообще на юге России, равно как и в Поволжье.

«Применительно к Ростову, Краснодару или Самаре речь может идти не о хабе, а о региональном транзитном узле, которых сейчас в стране крайне мало», - заявил г-н Лихарев в беседе с «РБК daily Юг», добавив, что его компания рассматривает возможность создания такого узла на базе краснодарского аэропорта.

Кто прав, кто нет – пока говорить рано. Для экспертов «РБК», например, ясно пока лишь одно: инвесторов, во всеуслышание объявивших о своей заинтересованности в проекте, пока нет, а сроки старта проекта уже приближаются. Ранее в числе наиболее вероятных участников строительства хаба называли структуры «Базового элемента», в частности, «Базэл Аэро», сообщает «РБК», но г-н Лихарев недвусмысленно дал понять, что компания имеет другие интересы.

Кроме того, согласно сообщению этого информагентства, чиновники не могут ответить даже на вопрос, когда поступят обещанные федеральные и областные деньги.

Грузов мало, людей – совсем мало

Не все так очевидно и радужно и в отношении загруженности «Южного», потенциально значительно более мощного, чем имеющийся в Ростове аэропорт.

Например, по сообщению «Коммерсанта» со ссылкой на анонимный источник в «Росавиации», инициаторам проекта вряд ли удастся найти дополнительные объемы грузов, соответствующие заявленной мощности нового аэропорта.

На этом фоне любопытно звучат слова гендиректора ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» Олега Чернова в интервью «Коммерсанту». Г-н Чернов заявил, что нынешний ростовский аэропорт вполне справляется с пассажиро- и грузопотоками, которые составляют соответственно около 1 млн человек и 30 тыс. тонн грузов. А ведь новый хаб предполагает обрабатывать вдвое больше грузов и обслуживать в 6-8 (!) раз больше пассажиров.

Данные Aviaport.ru озадачивают еще больше. С января по август прошлого года услугами существующего ростовского аэропорта воспользовались 880 тысяч пассажиров, из которых чуть более 300 тысяч – иностранцы. А грузооборот за этот период вообще составил всего три с небольшим тысячи тонн.

В чем же фокус?

А так ли нужны столь большие мощности и, следовательно, немалые инвестиции?

Оник Азнаурян, генеральный директор «УК «ЛИТЕР», строящей логистическую сеть и имеющей интересы на юге России, сообщил «Марчмонту», что его компания рассматривает воздушный транспорт как возможную перспективу развития, причем определяющей характеристикой здесь является мультимодальность.

А руководитель компании – стратегического партнера «УК «ЛИТЕР», генеральный директор работающей на ростовском рынке московской компании «ГК «САННА-ЛИТЕР» Сергей Шкарупа прокомментировал ситуацию с аэропортом «Южный» весьма нестандартно:

«Если относиться к этой информации серьезно, то при строительстве подобных объектов всегда необходимо понимать, кому и с какой целью это нужно.
Если рассматривать грузы мирного назначения, то перевозки их самолетом – достаточно дорогое удовольствие, поэтому дорогие грузы обычно перевозятся мелкими партиями.

Из тех грузов, что направляются в ЮФО, требующих скорости доставки не так много. Скоропортящиеся продукты (речь здесь может идти о дорогих заморских продуктах) вряд ли потребуются на юге.

Поэтому, с точки зрения перевозки мирных товаров и продуктов (с учетом еще и кризиса), ростовский авиахаб абсолютно не интересен.

Если рассматривать перевозку пассажиров, то это возможно. Но потребуется длительное время и «раскрутка» аэропорта как транзитного варианта или конечного пункта назначения. Хотя здесь также непонятно, откуда столько народа и с чего у людей появится интерес к нашему ЮФО. Аргументом может быть Олимпиада и игорно-развлекательная зона, но Олимпиада всего 10 дней, и она в Сочи, где есть свой аэропорт. Игорная зона – когда это еще будет и будет ли вообще?

Более вероятным основанием может стать использование аэропорта как транзитного для дозаправки пассажирских и военно-гражданских грузовых самолетов, следующих в страны Азии.

Таким образом, в сухом остатке всего два варианта мнений. Первый: это блеф или афера. Второй: аэропорт строится исключительно с расчетом на военные интересы, да и участие Минобороны это отлично подтверждает.

Последняя версия наиболее понятная. Рядом Турция, кроме того, Кавказ и Украина как потенциальные претенденты на вступление в НАТО. Ростов удален от границ и в то же время, исходя из возможностей современной техники, близко к ним. Через море до стран южной Европы 8-10 минут подлетного времени.

Аэропорт может послужить и базой для перехвата «знаменитых» иранских ракет, и пунктом транзита следующих в Азию иностранных военных самолетов. Кроме того, наличие транзитного аэропорта на южной окраине России снизит частоту пролета иностранных гражданских самолетов через центральные районы страны и Белоруссию, где Россия собирается поставить свои комплексы ПВО, и т.д.

Поэтому вероятность строительства аэропорта вполне высока. Причем основная его направленность – военно-стратегическая, а пассажиры и грузы – лишь дополняющая часть».
Олег Кузбит, управляющий редактор: «Мы рады, что вы по-прежнему с нами в нашем информационном проекте The Bridge – еженедельном экскурсе в инновационное настоящее и будущее российских регионов. «Марчмонт» расскажет, как наука и бизнес наводят мосты взаимопонимания и сотрудничества».
Опубликовать в Twitter
Написать в Facebook
Записать в LiveJournal
Показать В Моем Мире
Поделиться в Моем Круге
ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ
Найти похожее содержание
Последние новости: Обзоры в деталях
2 Авг '21 | Промышленность | Технологии и инновации
 
Поиск (Архив новостей - 20920)
Мир будущего — мир искусственного интеллекта
Реклама
Marchmont Tech Solutions_RUS
НАТТ
Реклама
Marchmont News

Последние новости

25 Нояб '21
Ученые Казанского федерального университета...
24 Нояб '21
В Москве разработан более дешевый способ получения...
22 Нояб '21
Банк для предпринимателей и предприятий «Точка»...

Интересные новости за неделю

26 Нояб '21
Молодые исследователи из Пермского Политеха...
26 Нояб '21
Российский разработчик 3D-сканеров человеческого тела...
26 Нояб '21
StartupSamara открывает приём заявок на одно из самых...