Обзоры в деталях |

«Росавиа»: взлет откладывается

10 Март '09
Олег Кузбит, управляющий редактор отдела веб-информации

В 2008 идея создания нового крупного государственного авиаперевозчика «Росавиа» на базе 11 региональных авиакомпаний взбудоражила умы аналитиков и подвигла мэра Москвы Юрия Лужкова, одного из инициаторов идеи, к тому, чтобы видеть свое «детище» первым среди равных.

Но вот поступили сообщения о продаже «Ростехнологиями» части своих акций, потом стало известно, что реальное объединение авиакомпаний откладывается до конца года, и вот мы узнаем, что на пути создания «Росавиа» масса трудно разрешимых в условиях кризиса препонов. Эксперты выражают скепсис относительно будущего нового госгиганта.


В феврале прошло сообщение о том, что премьер-министр Владимир Путин поручил передать государственной корпорации «Ростехнологии» 100% акций «Дальавиа», 52,17% акций «Владивосток Авиа» и 100% акций «Сахалинских авиатрасс».

Согласно сообщению, все три компании должны наряду с другими активами войти в структуру созданного «Ростехнологиями» и правительством Москвы национального авиаперевозчика «Росавиа».

Наблюдатели были почти убеждены, что процесс идет и выход нового авиагиганта на рынок перевозок произойдет в намеченные сроки. Да и статистика совокупного пассажиропотока вполне настраивала на оптимистический лад: согласно «Коммерсанту», за 2008 год участники альянса перевезли 7,7 млн человек. Мэр Москвы Юрий Лужков уверенно заявлял, что «Росавиа» сможет составить достойную конкуренцию «Аэрофлоту».

Предполагается, что «Росавиа» станет крупнейшим перевозчиком России. В ноябре прошлого года ее создатели планировали, что к 2012 году пассажиропоток составит 20 млн пассажиров.

Надежды высокого полета

Решение о создании «Росавиа» было принято в начале сентября 2008 года после остановки альянса AiRUnion, госпакеты компаний которого были переданы «Ростехнологиям». Новый авиаперевозчик был официально зарегистрирован в январе 2009 года.

Кроме компаний AiRUnion, крупнейшие из которых сейчас находятся в процессе банкротства, «Ростехнологии» должны внести в «Росавиа» «Оренбургские авиалинии», «Кавминводыавиа», «Владивосток Авиа», «Дальавиа», «Сахалинские авиатрассы» и ГТК «Россия».

Согласно первоначальным планам, госкорпорация получала 50% плюс одна акция новой компании, остальное доставалось правительству Москвы, которое готово было внести в долю 100% акций подконтрольной авиакомпании «Атлант-Союз».

Однако уже в феврале «Ростехнологии» объявили о намерении продать половину своего пакета. Об этом в интервью «Коммерсанту» заявил министр транспорта России Игорь Левитин.

Наблюдатели заговорили о том, что не все благополучно в «датском королевстве» и у крупнейшего акционера были причины отказаться от части ожидаемой прибыли в успешном, как казалось, предприятии.

Кстати, еще в прошлом году гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов назвал новую авиакомпанию «пузырем», выразив сомнение в том, что она сможет эффективно работать. Многие восприняли эти слова лишь как желание «поставить на место» конкурента.

Пристегнитесь – зона турбулентности!

Связано ли решение «Ростехнологий» о продаже 25% акций с тем, о чем мы далее повествуем, или нет, но факт остается фактом: согласно поступившему в начале марта сообщению «Коммерсанта» со ссылкой на источники в «Росавиа», создание нового авиаперевозчика откладывается минимум до осени 2009 года.

Летом авиакомпании, которые должны войти в «Росавиа», не только не будут объединены, но даже не согласуют расписания, сообщает источник. Согласования не стоит ожидать раньше конца года.

Для осведомленных источников, близких к «Росавиа», нет ничего удивительного в том, что объединение откладывается на длительный срок. «Коммерсант» сообщает, что половина крупных авиакомпаний «Росавиа» не готовы к этому даже технически. Например, ГТК «Россия» только предстоит акционирование.

Кроме того, во «Владивосток Авиа» и «Атлант-Союзе» есть частные акционеры (группа «Альянс» и бывший менеджер «Каскола» Виктор Григорьев), и вопросы о выкупе их пакетов пока не решены.

Еще в ноябре вице-премьер Сергей Иванов обещал организовать участникам «Росавиа» кредиты под госгарантии. Но и с этим проблемы. По данным «Коммерсанта», из всех претендентов кредит на данный момент удалось получить только «Оренбургским авиалиниям» — ВТБ согласился выделить 200 млн рублей под «отложенные госгарантии». Так что авиакомпаниям будет трудно продолжать работу даже по отдельности.

«Интересы бизнеса не учитывались»

Эксперты относятся к перспективам «Росавиа» неоднозначно, но общий тон пессимистический.

«Непонятно, кому и зачем это нужно, — отмечает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев в интервью «Коммерсанту». — Если объединение столь разноплановых авиакомпаний имеет целью решение социальной задачи «спасения утопающих», то этот проект будет абсолютно бесперспективным без масштабных бюджетных вливаний на безвозвратной основе».

Эксперт убежден, что если «Росавиа» будет пользоваться кредитными деньгами, то она однозначно проиграет конкурентную борьбу «Аэрофлоту» и «Трансаэро».

Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак считает, что средний срок создания полноценной авиакомпании в России составляет десять лет, но при наличии административного ресурса «Ростехнологий» он может сократиться до двух-трех лет.

Информационный портал Time2Travel публикует мнение Анатолия Лисицына, члена Комитета ГД по транспорту, который не исключает варианта, что «Росавиа» была создана «добровольно-принудительным» порядком.

«В данном случае интересы бизнеса – я имею в виду те частные компании, которые вошли в «Росавиа» – не учитывались. Такая мощная структура создавалась с расчетом на получение серьезных кредитов со стороны государства.

У частного бизнеса надо было, по крайней мере, спросить, готов ли он вливаться в крупную госкорпорацию. Кредиты можно было выдать компаниям, имеющим перспективы к развитию… Главное, еще чтобы деньги не ушли в никуда», - поделился своей озабоченностью г-н Лисицын.
Олег Кузбит, управляющий редактор: «Мы рады, что вы по-прежнему с нами в нашем информационном проекте The Bridge – еженедельном экскурсе в инновационное настоящее и будущее российских регионов. «Марчмонт» расскажет, как наука и бизнес наводят мосты взаимопонимания и сотрудничества».
Опубликовать в Twitter
Написать в Facebook
Записать в LiveJournal
Показать В Моем Мире
Поделиться в Моем Круге
ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ
Найти похожее содержание
Последние новости: Обзоры в деталях
2 Авг '21 | Промышленность | Технологии и инновации
 
Поиск (Архив новостей - 20920)
Мир будущего — мир искусственного интеллекта
Реклама
Marchmont Tech Solutions_RUS
НАТТ
Реклама
Marchmont News

Последние новости

25 Нояб '21
Ученые Казанского федерального университета...
24 Нояб '21
В Москве разработан более дешевый способ получения...
22 Нояб '21
Банк для предпринимателей и предприятий «Точка»...

Интересные новости за неделю

26 Нояб '21
Молодые исследователи из Пермского Политеха...
26 Нояб '21
Российский разработчик 3D-сканеров человеческого тела...
26 Нояб '21
StartupSamara открывает приём заявок на одно из самых...