Обзоры в деталях |

Чем и как помогают российскому автопрому

23 Март '09
Олег Кузбит, управляющий редактор отдела веб-информации

На фоне утраты российским автопромом рыночных позиций в конкурентной схватке с «иностранцами» правительство страны придумывает все новые и новые приемы борьбы за отечественного покупателя. Сначала были выросшие в январе импортные пошлины, потом последовали субсидии железнодорожникам на бесплатную доставку автомобилей российской сборки привыкшим к «японкам» дальневосточникам. Как первое, так и второе вызывает неоднозначную реакцию экспертов. А потребитель пока готов попридержать свои старые, но проверенные авто.

Одним из наиболее «проблемных» (с точки зрения нашего чиновничества) является Дальний Восток. По данным Ernst & Young, парк легковых автомобилей Дальнего Востока близок к 1,25 миллиону машин, из которых, утверждает «Автостат», более 80% — праворульные японские автомобили. Проблема для Кабинета усугубляется тем, что даже подержанные «японки» – коих в приведенной цифре большинство – кажутся жителям дальневосточных регионов более привлекательными и по цене, и по надежности.

По «иномаркам» - рублем!

Первым шагом стало введение с 12 января 2009 года повышенных таможенных пошлин на легковые и грузовые «иномарки». По мнению чиновников, эта мера призвана защитить отечественных производителей, а также зарубежных компаний, которые производят сборку машин на территории РФ.

Результаты не преминули сказаться практически сразу. По данным Дальневосточного таможенного управления, ввоз новых «иномарок» через таможни Дальнего Востока физическими лицами в январе-феврале текущего года снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 4,4 раза - с 17,4 тысячи машин до 3,9 тысячи.
Этот же показатель по официальному импорту автомобилей компаниями уменьшился в 2,3 раза – примерно с 40 до 17 тысяч, уточнили таможенники.

В российском кабмине уверены, что повышение пошлин на ввозимые в страну иномарки изменит потребительские предпочтения населения, и в результате россияне станут приобретать автомобили, производимые на территории РФ. Данная переориентация потребительских предпочтений граждан, в свою очередь, даст толчок к развитию отечественного автопрома. Правда, эксперты говорят о том, что как только кризис будет преодолен, и доходы населения страны снова станут расти докризисными темпами, россияне снова начнут покупать «настоящие» иномарки.

За что боролись, на то и напоролись?

Призванные защитить отечественный автопром в условиях кризиса, эти меры результат дают иной, утверждает Prime-TASS.

С начала года на Сахалин, например, было ввезено всего 60 автомобилей – а годом ранее было почти 600. Без работы остались таможенники, работники портов, перегонщики и другие участники перевозочного процесса.

Prime-TASS приводит комментарий гендиректора компании Vector Market Research Дмитрия Чумакова относительно первых итогов государственных нововведений: «Последствия введения пошлин проявляются как на увеличении роста безработицы, так и на падении доходов населения. Если посмотреть на статистику, то за первые месяцы 2009 года объем ввоза подержанных автомобилей сократился примерно в 10-12 раз, что где-то в три раза больше, чем падение импорта новых автомобилей». Prime-TASS полагает, что пошлины просто разрушают дальневосточную экономику.

Выиграли ли от этого сами автопроизводители? В долгосрочной перспективе – вряд ли, полагают эксперты. Последствия введения пошлин совершенно не были просчитаны, приводит Prime-TASS мнение одного из них. И об этом же говорят постоянные остановки конвейера ВАЗа, ГАЗа. К сожалению, на сегодняшний день мы не видим, и общественность не видит, никаких бизнес-планов, никаких планов по реструктуризации этих производств, заявил источник.

О том, что пользы отечественному автопрому введение пошлин пока не принесло, говорит и статистика. С начала года падение продаж ГАЗа, «ИжАвто» и «АвтоВАЗа» составило, соответственно, 66, 59 и 37 процентов к аналогичному периоду прошлого года.

Продажи авто: «иномарки» шли легко, но…

В 2008 году в России было продано более 3,17 млн легковых автомобилей на сумму почти на 70 млрд долларов. Рост рынка составил 14%, что позволило ему стать самым быстрорастущим рынком в мире.

Среди «иномарок» наибольшей популярностью пользовались новые импортные автомобили — их было продано 1,5 млн штук на 34 млрд долларов, это половина общей стоимости рынка в России. В то же время, подчеркнули в PwС, «впервые за всю историю» в 2008 году лучший прирост продаж показали не импортируемые новые «иномарки», а те, что собираются в России: рост их продаж составил 32%.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи «иномарок» на российском авторынке за весь 2008 год выросли на 26% и упали на 10% в декабре.
По итогам первых двух месяцев текущего года, сообщает АЕБ, спрос на машины в РФ снизился на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

Согласно отчету PricewaterhouseCoopers (PwC), «иномарок» (как новых, так и подержанных) было продано 2,5 млн штук, российских автомобилей — 700 тыс. штук. Последние, несмотря на рост рынка, показали падение продаж в 9%.

И, тем не менее, что касается конкретных моделей, как в прошлом году, так и с начала этого года самыми продаваемыми оказались именно российские авто, а именно, «детища» Волжского автозавода: Priora, Samara и «классические» модели 2105/2107. «Иностранцы» Ford Focus и Chevrolet Lacetti идут следом.

Знакомьтесь: это «наши» и без «накруток»!

Очередная попытка примирить дальневосточников с отечественными автомобильными брендами была предпринята в марте. Премьер-министр Владимир Путин подписал постановление о выделении 2 млрд рублей субсидий ОАО «РЖД» на 2009 год для бесплатной доставки легковых машин отечественной сборки в регион, сообщил «Коммерсант».

На эту сумму можно перевезти около 100 тыс. автомобилей, что позволит заменить около 10% нынешнего парка машин Дальнего Востока, при этом не закладывать транспортные расходы в цену авто, говорится в сообщении.

В перечень машин, которые будут доставляться на Дальний Восток подобным образом, вошли модели «АвтоВАЗа», УАЗа и ГАЗа, а также «иномарки», собираемые в России в рамках промсборки (Volkswagen, Kia, Chevrolet, Ford, Renault Logan, Toyota, SsangYong, др.).

Но, например, модели BMW и Hummer, которые собирает «Автотор» методом отверточной сборки, в перечень не вошли, пишет «Коммерсант».

Так ли уж без накруток?

Эксперты сомневаются, что субсидии покроют полную стоимость доставки: ведь РЖД придется арендовать вагоны, своих для таких целей у компании нет.

Приморцы от правительственной инициативы ничего не выиграли, отмечает в интервью Prime-TASS лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

«В Хабаровске или где-то еще на Востоке можно было приобрести эти «жигули» по той же самой цене, что и в Москве. Там никакой транспортной составляющей не было: «АвтоВАЗ» все это компенсировал. Поэтому здесь вообще ввели немножко в заблуждение нашего премьера в этом плане, то есть, никакого снижения цен на «жигули» в Приморье не будет», - утверждает г-н Лысаков.

«Забугорным» авто прочат проблемы

К лету текущего года спрос на «иномарки» может упасть в три раза. Такой прогноз сделали аналитики агентства «Автостат» на основе текущего состояния российского авторынка.

Как считает генеральный директор агентства Сергей Целиков, по итогам 2009 года суммарные продажи «иномарок» в России вряд ли превысят отметку в миллион штук. Для сравнения, в 2008 году россияне купили 2,2 миллиона штук. Столь резкое падение спроса Целиков объясняет изменением потребительских настроений в стране: автолюбители теперь не готовы менять машины после двух-трех лет эксплуатации и не хотят вкладывать деньги в покупку нового автомобиля в условиях кризиса.

Автопроизводители надеются, что на фоне ослабления рубля и роста пошлин российские бренды, до этого проигрывавшие рынок новым «иномаркам», могут начать постепенно отвоевывать его.

Если же потребитель предпочтет попридержать свои наличные и лишних пару годков покататься на своей старой, но надежной машине, российскому автопрому не останется ничего другого, как вновь записать себя в пострадавшие…
Олег Кузбит, управляющий редактор: «Мы рады, что вы по-прежнему с нами в нашем информационном проекте The Bridge – еженедельном экскурсе в инновационное настоящее и будущее российских регионов. «Марчмонт» расскажет, как наука и бизнес наводят мосты взаимопонимания и сотрудничества».
Опубликовать в Twitter
Написать в Facebook
Записать в LiveJournal
Показать В Моем Мире
Поделиться в Моем Круге
ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ
Найти похожее содержание
Последние новости: Обзоры в деталях
7 Июнь '18 | Технологии и инновации
21 Нояб '17 | Промышленность | Природные ресурсы
 
Поиск (Архив новостей - 19351)
Реклама
RB_Partners_Report
Реклама
gcvsymposium
Реклама
Independent Software Developers Forum
Реклама
Marchmont News

Последние новости

17 Авг '18
Аналитическая платформа BestPlace позволяет...
16 Авг '18
Сервис для вызова врача на дом Doc+ привлек 9 млн...
15 Авг '18
Brain4Net, российский разработчик решений в области ...

Интересные новости за неделю