Обзоры в деталях |

Чем и как помогают российскому автопрому

23 Март '09
Олег Кузбит, управляющий редактор отдела веб-информации

На фоне утраты российским автопромом рыночных позиций в конкурентной схватке с «иностранцами» правительство страны придумывает все новые и новые приемы борьбы за отечественного покупателя. Сначала были выросшие в январе импортные пошлины, потом последовали субсидии железнодорожникам на бесплатную доставку автомобилей российской сборки привыкшим к «японкам» дальневосточникам. Как первое, так и второе вызывает неоднозначную реакцию экспертов. А потребитель пока готов попридержать свои старые, но проверенные авто.

Одним из наиболее «проблемных» (с точки зрения нашего чиновничества) является Дальний Восток. По данным Ernst & Young, парк легковых автомобилей Дальнего Востока близок к 1,25 миллиону машин, из которых, утверждает «Автостат», более 80% — праворульные японские автомобили. Проблема для Кабинета усугубляется тем, что даже подержанные «японки» – коих в приведенной цифре большинство – кажутся жителям дальневосточных регионов более привлекательными и по цене, и по надежности.

По «иномаркам» - рублем!

Первым шагом стало введение с 12 января 2009 года повышенных таможенных пошлин на легковые и грузовые «иномарки». По мнению чиновников, эта мера призвана защитить отечественных производителей, а также зарубежных компаний, которые производят сборку машин на территории РФ.

Результаты не преминули сказаться практически сразу. По данным Дальневосточного таможенного управления, ввоз новых «иномарок» через таможни Дальнего Востока физическими лицами в январе-феврале текущего года снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 4,4 раза - с 17,4 тысячи машин до 3,9 тысячи.
Этот же показатель по официальному импорту автомобилей компаниями уменьшился в 2,3 раза – примерно с 40 до 17 тысяч, уточнили таможенники.

В российском кабмине уверены, что повышение пошлин на ввозимые в страну иномарки изменит потребительские предпочтения населения, и в результате россияне станут приобретать автомобили, производимые на территории РФ. Данная переориентация потребительских предпочтений граждан, в свою очередь, даст толчок к развитию отечественного автопрома. Правда, эксперты говорят о том, что как только кризис будет преодолен, и доходы населения страны снова станут расти докризисными темпами, россияне снова начнут покупать «настоящие» иномарки.

За что боролись, на то и напоролись?

Призванные защитить отечественный автопром в условиях кризиса, эти меры результат дают иной, утверждает Prime-TASS.

С начала года на Сахалин, например, было ввезено всего 60 автомобилей – а годом ранее было почти 600. Без работы остались таможенники, работники портов, перегонщики и другие участники перевозочного процесса.

Prime-TASS приводит комментарий гендиректора компании Vector Market Research Дмитрия Чумакова относительно первых итогов государственных нововведений: «Последствия введения пошлин проявляются как на увеличении роста безработицы, так и на падении доходов населения. Если посмотреть на статистику, то за первые месяцы 2009 года объем ввоза подержанных автомобилей сократился примерно в 10-12 раз, что где-то в три раза больше, чем падение импорта новых автомобилей». Prime-TASS полагает, что пошлины просто разрушают дальневосточную экономику.

Выиграли ли от этого сами автопроизводители? В долгосрочной перспективе – вряд ли, полагают эксперты. Последствия введения пошлин совершенно не были просчитаны, приводит Prime-TASS мнение одного из них. И об этом же говорят постоянные остановки конвейера ВАЗа, ГАЗа. К сожалению, на сегодняшний день мы не видим, и общественность не видит, никаких бизнес-планов, никаких планов по реструктуризации этих производств, заявил источник.

О том, что пользы отечественному автопрому введение пошлин пока не принесло, говорит и статистика. С начала года падение продаж ГАЗа, «ИжАвто» и «АвтоВАЗа» составило, соответственно, 66, 59 и 37 процентов к аналогичному периоду прошлого года.

Продажи авто: «иномарки» шли легко, но…

В 2008 году в России было продано более 3,17 млн легковых автомобилей на сумму почти на 70 млрд долларов. Рост рынка составил 14%, что позволило ему стать самым быстрорастущим рынком в мире.

Среди «иномарок» наибольшей популярностью пользовались новые импортные автомобили — их было продано 1,5 млн штук на 34 млрд долларов, это половина общей стоимости рынка в России. В то же время, подчеркнули в PwС, «впервые за всю историю» в 2008 году лучший прирост продаж показали не импортируемые новые «иномарки», а те, что собираются в России: рост их продаж составил 32%.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи «иномарок» на российском авторынке за весь 2008 год выросли на 26% и упали на 10% в декабре.
По итогам первых двух месяцев текущего года, сообщает АЕБ, спрос на машины в РФ снизился на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

Согласно отчету PricewaterhouseCoopers (PwC), «иномарок» (как новых, так и подержанных) было продано 2,5 млн штук, российских автомобилей — 700 тыс. штук. Последние, несмотря на рост рынка, показали падение продаж в 9%.

И, тем не менее, что касается конкретных моделей, как в прошлом году, так и с начала этого года самыми продаваемыми оказались именно российские авто, а именно, «детища» Волжского автозавода: Priora, Samara и «классические» модели 2105/2107. «Иностранцы» Ford Focus и Chevrolet Lacetti идут следом.

Знакомьтесь: это «наши» и без «накруток»!

Очередная попытка примирить дальневосточников с отечественными автомобильными брендами была предпринята в марте. Премьер-министр Владимир Путин подписал постановление о выделении 2 млрд рублей субсидий ОАО «РЖД» на 2009 год для бесплатной доставки легковых машин отечественной сборки в регион, сообщил «Коммерсант».

На эту сумму можно перевезти около 100 тыс. автомобилей, что позволит заменить около 10% нынешнего парка машин Дальнего Востока, при этом не закладывать транспортные расходы в цену авто, говорится в сообщении.

В перечень машин, которые будут доставляться на Дальний Восток подобным образом, вошли модели «АвтоВАЗа», УАЗа и ГАЗа, а также «иномарки», собираемые в России в рамках промсборки (Volkswagen, Kia, Chevrolet, Ford, Renault Logan, Toyota, SsangYong, др.).

Но, например, модели BMW и Hummer, которые собирает «Автотор» методом отверточной сборки, в перечень не вошли, пишет «Коммерсант».

Так ли уж без накруток?

Эксперты сомневаются, что субсидии покроют полную стоимость доставки: ведь РЖД придется арендовать вагоны, своих для таких целей у компании нет.

Приморцы от правительственной инициативы ничего не выиграли, отмечает в интервью Prime-TASS лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

«В Хабаровске или где-то еще на Востоке можно было приобрести эти «жигули» по той же самой цене, что и в Москве. Там никакой транспортной составляющей не было: «АвтоВАЗ» все это компенсировал. Поэтому здесь вообще ввели немножко в заблуждение нашего премьера в этом плане, то есть, никакого снижения цен на «жигули» в Приморье не будет», - утверждает г-н Лысаков.

«Забугорным» авто прочат проблемы

К лету текущего года спрос на «иномарки» может упасть в три раза. Такой прогноз сделали аналитики агентства «Автостат» на основе текущего состояния российского авторынка.

Как считает генеральный директор агентства Сергей Целиков, по итогам 2009 года суммарные продажи «иномарок» в России вряд ли превысят отметку в миллион штук. Для сравнения, в 2008 году россияне купили 2,2 миллиона штук. Столь резкое падение спроса Целиков объясняет изменением потребительских настроений в стране: автолюбители теперь не готовы менять машины после двух-трех лет эксплуатации и не хотят вкладывать деньги в покупку нового автомобиля в условиях кризиса.

Автопроизводители надеются, что на фоне ослабления рубля и роста пошлин российские бренды, до этого проигрывавшие рынок новым «иномаркам», могут начать постепенно отвоевывать его.

Если же потребитель предпочтет попридержать свои наличные и лишних пару годков покататься на своей старой, но надежной машине, российскому автопрому не останется ничего другого, как вновь записать себя в пострадавшие…
Олег Кузбит, управляющий редактор: «Мы рады, что вы по-прежнему с нами в нашем информационном проекте The Bridge – еженедельном экскурсе в инновационное настоящее и будущее российских регионов. «Марчмонт» расскажет, как наука и бизнес наводят мосты взаимопонимания и сотрудничества».
Опубликовать в Twitter
Написать в Facebook
Записать в LiveJournal
Показать В Моем Мире
Поделиться в Моем Круге
ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ
Найти похожее содержание
Последние новости: Обзоры в деталях
27 Авг '18 | Транспорт, логистика | Технологии и инновации
7 Июнь '18 | Технологии и инновации
 
Поиск (Архив новостей - 19413)
Реклама
RB_Partners_Report
Реклама
Annex_to_RB_Partners_Report
Реклама
НАТТ
Реклама
Independent Software Developers Forum
Реклама
Marchmont News

Последние новости

22 Март '19
21 Март '19
Российская компания Streetbee, разработчик решений...
20 Март '19
Разработан компактный детектор терагерцовых волн на...

Интересные новости за неделю

21 Март '19
Российская компания Streetbee, разработчик решений...
22 Март '19