Обзоры в деталях |

Олег Дерипаска надеется на отзывчивость кредиторов

26 Март '09
Светлана Забалуева, независимый журналист

В конце февраля владелец крупнейшего российского многопрофильного холдинга «Базовый элемент» миллиардер Олег Дерипаска впервые публично признался, что его бизнесам может угрожать банкротство. Крайне неблагоприятная ситуация развилась в автомобилестроительном дивизионе холдинга. Такая, что позволяет некоторым экспертам говорить о полной неудаче группы на рынке легковых автомобилей.

Первые потери

По оценке газеты «Коммерсантъ», общий долг предприятий холдинга «Базэл» может составлять 25 млрд долларов. И становится ясно, что кредит в 4,5 млрд долларов, выделенный холдингу в рамках госпрограммы поддержки экономики, не решит всей проблемы.

Из-за margin call по кредитам «Базэл» минувшей осенью уже вынужден был расстаться с долями в канадской Magna и немецкой Hochtief. Холдинг также договорился о продаже банка «Союз» предприятиям «Газпрома», готовится сделка по продаже самарского авиазавода «Авиакор» государственной Объединенной авиастроительной корпорации. Это не считая продажи непроизводственных активов Олега Дерипаски, типа курорта в Черногории.

Группа «ГАЗ» - крутой должник

В начале марта стало известно о том, что группа предприятий «ГАЗ» (18 предприятий автомобилестроения и машиностроения в 10 регионах России и в Великобритании), которая входит в «Базэл», обратилась к кредиторам с просьбой о реструктуризации долгов.

По информации ИК «Финам», общая сумма долга компании составляет 44,8 млрд рублей (1,24 млрд долларов), из них 22,8 млрд рублей (630 млн долларов) должно быть погашено в первом квартале 2009 года. До конца 2009 года Группа «ГАЗ» должна погасить более 36 млрд рублей (1 млрд долларов).

Компания предлагает пролонгировать все кредиты на пять лет с двухлетней отсрочкой выплат по основному долгу и полугодовой – по процентным платежам. Поскольку все активы группы уже заложены по кредитным обязательствам, с целью обеспечения гарантий прав кредиторов предлагается ввести представителей банков в совет директоров компании.

Обеспокоены финансовым состоянием ГК «ГАЗ» и держатели ее облигаций. В феврале по облигационному займу в 5 млрд рублей был допущен технический дефолт, сообщает газета «Коммерсантъ».

Короче говоря, долговую ситуацию по группе «ГАЗ» можно назвать патовой.

По результатам 2008 года группа ожидает чистый убыток в 5,2 млрд рублей (2007 год группа окончила с прибылью в 7,2 млрд рублей). Как прогнозирует сама ГК «ГАЗ», в 2009 году чистый убыток вырастет почти втрое — до 16,7 млрд руб. Но если по итогам прошлого года группа получит только чистый убыток, то в нынешнем — еще и операционный.

Кстати, осенью прошлого года глава группы Сергей Занозин прогнозировал, что по итогам 2008 года выручка может упасть на 7-8%, а EBITDA — на 40-50%.

Как поступят банкиры?

Аналитик «Финам» Константин Романов считает, что кредиторы будут вынуждены пойти на реструктуризацию долгов ГК «ГАЗ». Ведь рыночная капитализация группы «ГАЗ» за год, если считать с марта 2008 года, уменьшилась более чем в два раза, и продажа активов в текущих условиях не позволит выручить необходимую сумму для покрытия долгов.

Вместе с тем, считает аналитик, условия и сроки реструктуризации, а также процентные ставки по долгам могут быть пересмотрены. Впрочем, часть долгов благодаря госгарантиям может быть рефинансирована.

«Первая ласточка» нижегородского кризиса

Так сегодня местные СМИ называют основной актив ГК «ГАЗ» - Горьковский автомобильный завод (ОАО «ГАЗ», примерно 50 тыс. работников), который первым среди крупных промпредприятий Нижнего Новгорода заявил о массовых сокращениях персонала и переходе на трехдневную рабочую неделю. В январе и феврале предприятие выпускало по 2500 автомобилей при среднемесячном объеме продаж в 2008 году более 12000 машин, пишет автопортал «КарДирАвто».

Предприятие еще в конце прошлого года заявило о возможном сокращении 4,5 тысяч рабочих мест. По официальной информации, в связи с резким падением продаж уволена пока 1 тысяча автозаводцев. С начала года завод работает в режиме трехдневной рабочей недели.

Спасение утопающих…

Горьковский автозавод объявил о начале действия антикризисной программы. Стартовали с экономии. К примеру, как сообщает информационное агентство «Нижний Новгород», акционерам автозавода по итогам благополучного 2007 года выплатили только 60,1% начисленной суммы дивидендов, что составило чуть более 678 млн рублей.

В марте автозавод во второй раз с начала года ушел на двухнедельные каникулы. Это тоже ради экономии. По замыслу руководства предприятия, о котором рассказал журналистам президент ОАО «ГАЗ» Николай Пугин, производственная программа марта будет выполнена в ускоренном режиме, что позволит заводу сэкономить примерно 200 млн рублей. Фонд заработной платы, соответствующий трехдневной рабочей недели на период простоя, сохраняется – рабочие не останутся совсем без средств к существованию.

В конце января администрация Нижегородской области объявила, что Горьковскому автозаводу «повезло получить гарантию от федерального правительства на получение банковских кредитов в размере 70 млрд рублей». И хотя другие источники этого пока не подтверждают, вероятность такого рода государственной поддержки высока: здесь всем известны хорошие «пробивные способности» руководства области. Однако для федерального правительства нижегородский автопроизводитель – лишь один из многих претендентов на гарантии по кредитам.

По данным газеты «Коммерсантъ», сейчас вопрос о помощи ГАЗу рассматривает комиссия первого вице-премьера российского правительства Игоря Шувалова. Но максимальный размер госгарантий — 10 млрд рублей, так что они покроют не более четверти долга группы «ГАЗ». Решений о выдаче даже этих гарантий в начале марта еще не было принято.

Volga Siber под вопросом?

ГК «ГАЗ» намерена с 2010 года закрыть производство представительского седана Volga Siber, созданного на платформе Chrysler, пишет «Коммерсантъ». Серийный выпуск этого автомобиля, начавшийся летом 2008 года, признан нерентабельным в условиях кризиса.

Об остановке выпуска Siber было объявлено в недавней презентации для кредиторов. Напомним, что стоимость проекта составляет 6,11 млрд рублей, срок окупаемости – 80 месяцев.

Группа вообще намерена с 2010 года закрыть производство сегмента «Легковые автомобили», сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на официальную информацию группы, предназначенную для кредиторов. И это, по мнению издания, означает неудачу группы в сегменте легковых автомобилей в целом.

Если вспомнить, на Горьковском автозаводе был остановлен в прошлом году выпуск автомобилей «Волга», цена которых была неконкурентоспособной. На смену исторического бренда пришла еще не раскрученная модель.

Чтобы сделать рентабельным Siber, группа собиралась дозагрузить его конвейер контрактной сборкой иномарок, но переговоры об этом с GM и Chrysler результатов не дали. Группа также собиралась вложить до 1 млрд долларов в разработку бюджетного автомобиля, который составил бы конкуренцию Renault Logan, но и этот проект пока не состоялся.

Тем не менее, группа «ГАЗ» отрицает возможность своего ухода из сегмента легкового автомобилестроения. В пресс-релизе говорится, что на основе общих мировых тенденций автомобилестроения было бы преждевременно делать вывод о перспективах проекта Volga Siber.

«Группа ГАЗ перешла к гибкому управлению производством, регулируя выпуск автомобилей в краткосрочном периоде в зависимости от наличия платежеспособного спроса», - говорится в сообщении пресс-службы.
Олег Кузбит, управляющий редактор: «Мы рады, что вы по-прежнему с нами в нашем информационном проекте The Bridge – еженедельном экскурсе в инновационное настоящее и будущее российских регионов. «Марчмонт» расскажет, как наука и бизнес наводят мосты взаимопонимания и сотрудничества».
Опубликовать в Twitter
Написать в Facebook
Записать в LiveJournal
Показать В Моем Мире
Поделиться в Моем Круге
ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ
Найти похожее содержание
Последние новости: Обзоры в деталях
2 Авг '21 | Промышленность | Технологии и инновации
 
Поиск (Архив новостей - 20920)
Мир будущего — мир искусственного интеллекта
Реклама
Marchmont Tech Solutions_RUS
НАТТ
Реклама
Marchmont News

Последние новости

25 Нояб '21
Ученые Казанского федерального университета...
24 Нояб '21
В Москве разработан более дешевый способ получения...
22 Нояб '21
Банк для предпринимателей и предприятий «Точка»...

Интересные новости за неделю

26 Нояб '21
Молодые исследователи из Пермского Политеха...
26 Нояб '21
Российский разработчик 3D-сканеров человеческого тела...
26 Нояб '21
StartupSamara открывает приём заявок на одно из самых...