Обзоры в деталях |

Порт Усть-Луга призван стать транзитным хабом России

14 Май '09
Олег Кузбит, управляющий редактор отдела веб-информации

В Финском заливе недалеко от Санкт-Петербурга ведется строительство многоцелевого морского торгового порта Усть-Луга стоимостью 2 млрд долларов и пропускной способностью до 120 млн тонн различных грузов в год. Порт должен сыграть важную роль в организации транзитных перевозок грузов в рамках европейской транспортной инфраструктуры. В числе его 16 перегрузочных комплексов большой интерес представляет строящийся нефтеналивной терминал, который запланирован как конечный пункт Балтийской транспортной системы №2 (БТС-2) и может стать морской альтернативой «политически ненадежным» трубопроводам, поставляющим нефть через Беларусь и Украину.

Генеральная схема развития морского торгового порта Усть-Луга предполагает строительство 16 перегрузочных комплексов. Общая стоимость проекта — 2 млрд долларов. Заказчиком-застройщиком и основной стивидорной компанией является ОАО «Компания Усть-Луга».

Инвестирование проекта осуществляется из разных источников.

В марте компания заявила, что в середине 2009 года рассчитывает получить из Инвестиционного фонда РФ 1 млрд рублей. Общий объем средств Фонда, направляемых на реализацию проекта, составляет более 2 млрд рублей. Федеральный центр должен предоставить через Минтранс новые средства по мере продвижения строительства.

Заказчик-застройщик работает и с корпоративными инвесторами. ОАО «РЖД», заинтересованное в строительстве подъездных путей в районе порта, пока является крупнейшим инвестором в проекте. По данным руководства РЖД, в 2008 году инвестиции компании в развитие порта Усть-Луга составили 14 млрд рублей. В 2009 году, как сообщили РЖД в феврале, инвестиции в составят 13 млрд рублей.

Также привлекаются заемные средства. В начале февраля с. г. ОАО «Компания «Усть-Луга» сообщило о том, что привлекло кредитную линию Евразийского банка развития (ЕАБР) лимитом до 100 млн долларов. Согласно сообщению, кредит предоставлен сроком на девять лет.

Более 20 категорий грузов

Порт Усть-Луга строится как универсальный порт. Терминалы и профильные зоны различного назначения будут оказывать услуги по перевалке и дополнительной обработке более 20 категорий грузов.

Ряд объектов уже введен в строй. С 2008 года в порту действует первая и вторая очереди угольного терминала. Осуществляется погрузка угольных, лесных грузов.

Кроме того, уже почти год функционирует первая очередь автоперегрузочного терминала мощностью 100 тысяч автомобилей в год.

Согласно первоначальным планам, вторую очередь (250 тысяч) намеревались запустить в 2009 году, а выход на полную мощность (400 тысяч) был запланирован на 2010 год. В связи с кризисом возможны переносы сроков, но застройщик постарается, чтобы сдвиг был незначительным.

Предполагается, что уже к 2010 году грузооборот порта Усть-Луга составит 35 млн тонн.

«Нефтяной» путь в Европу

Уже сейчас активно ведутся работы по обеспечению энергоснабжения строящегося на территории порта нефтеналивного терминала мощностью до 10,5 миллиона тонн с возможностью форсирования до 13-14 миллионов тонн в год. Терминал сможет принимать танкеры водоизмещением до 120 тысяч тонн, утверждают в управляющей компании.

Сроки ввода этого объекта в эксплуатацию тоже, по всей видимости, отодвигаются. В марте ОАО «Компания «Усть-Луга» заявляла, что никаких изменений сроков не будет и терминал сдадут в октябре текущего года. Но уже к середине мая поступило сообщение, что запуск нефтеналивного терминала ожидается в начале 2010 года.

Одна из главных задач, которые призван решать нефтеналивной комплекс, - это обеспечение бесперебойных поставок нефти и нефтепродуктов морем в Западную Европу в обход ставших, по мнению российского правительства, ненадежными сухопутных магистралей, проложенных по территории Беларуси и Украины. (Первым толчком стал «нефтяной» конфликт с Минском в 2007 году, а прошлогодний «газовый» с Киевом лишь подтолкнул правительство к альтернативному решению проблемы.)

Кроме того, терминал должен стать важнейшей частью мощного проекта стоимостью 78 млрд рублей по строительству ответвления Балтийской транспортной системы (БТС-2). Проект призван обеспечить поставки как на территории Северо-запада России, так и экспорт в Западную Европу. БТС-2 должен начаться в Брянской области, а конечным пунктом системы как раз запланирован строящийся порт Усть-Луга. БТС-2 должна строить «Транснефть»; по некоторым данным, компания намерена приступить к реализации проекта во второй половине года.

Неплохие перспективы

Порт Усть-Луга имеет ряд преимуществ перед имеющимися на данный момент. Отличительные черты нового порта – большие глубины акватории (16 м) и короткий подходной канал (3,7 км), что делает строящийся объект единственным российским портом на Балтике, способным принимать сухогрузные суда дедвейтом до 75 тыс. тонн и наливные суда дедвейтом до 120 тыс. тонн. Согласно сообщению заказчика-застройщика, к 2010 году будет построен второй подходной канал, обеспечивающий круговое движение судов.

Несомненным конкурентным преимуществом порта Усть-Луга должна стать круглогодичная эксплуатация (предполагается, что зимой помощь ледокола понадобится лишь в самые сильные морозы).
Олег Кузбит, управляющий редактор: «Мы рады, что вы по-прежнему с нами в нашем информационном проекте The Bridge – еженедельном экскурсе в инновационное настоящее и будущее российских регионов. «Марчмонт» расскажет, как наука и бизнес наводят мосты взаимопонимания и сотрудничества».
Опубликовать в Twitter
Написать в Facebook
Записать в LiveJournal
Показать В Моем Мире
Поделиться в Моем Круге
ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ
Найти похожее содержание

Теги:

Последние новости: Обзоры в деталях
2 Авг '21 | Промышленность | Технологии и инновации
 
Поиск (Архив новостей - 20985)
Мир будущего — мир искусственного интеллекта
Technology Scouting Solutions For Industry
НАТТ
Реклама
Marchmont News

Последние новости

14 Янв '22
Прибор, разработанный российским стартапом, с новыми...
13 Янв '22
Ростовские исследователи создали новые наноразмерные...
12 Янв '22
Ученые Казанского федерального университета...

Интересные новости за неделю

14 Янв '22
Прибор, разработанный российским стартапом, с новыми...
14 Янв '22
Новый коробочный программный продукт HFLabs KYC...
14 Янв '22