ќбзоры в детал€х |

Ђ»жјвтої хватаетс€ за соломинку. Ќо будет ли спасательный круг?

24 »юнь '09
ќлег  узбит, управл€ющий редактор отдела веб-информации

ѕосле двухмес€чного просто€ автосборочный завод Ђ»жјвтої в ”дмуртии запустит конвейер по сборке автомобилей Kia в июле. ќб этом за€вил на дн€х президент –еспублики ”дмурти€ јлександр ¬олков. ѕри этом с завода увольн€ют половину сотрудников, машинокомплектов дл€ сборки машин, по словам работника завода, по-прежнему нет, владельцы завода Ц группа Ђ—ќ ї от своего актива отказались, при этом потенциальный покупатель Ц Ђјвто¬ј«ї пока купить завод не готов, на Ђ»жјвтої по-прежнему Ђвиситї долг в 12 млрд рублей, и, в довершение всего, Kia Motors планирует перенести производства внедорожника Sorento с Ђ»жјвтої на калининградский Ђјвтоторї. ¬ыполнению обещани€ главы ”дмуртии может (теоретически) способствовать федеральна€ помощь, но решение об этом еще не прин€то. ¬еро€тность банкротства не исчезла. ќстаетс€ вопрос, сможет ли ижевский завод удержатьс€ на плаву, как это демонстрирует татарстанский автосборщик Ђ—оллерсї.

ѕосле двухмес€чного просто€ автомобильный завод Ђ»жјвтої в ”дмуртии запустит конвейер по сборке автомобилей Kia в июле. ќб этом за€вил на дн€х президент –еспублики ”дмурти€ јлександр ¬олков.

¬ насто€щее врем€ ведутс€ работы по расконсервации конвейера, сообщает агентство Ђјвтостатї. «апуск производства стал возможен после достижени€ необходимых договоренностей с корейским автопроизводителем Kia о снижении стоимости комплектующих.

ѕравда, представитель Ђ»жавтої отказалс€ комментировать слова главы региона. —отрудник завода сообщил Ђ¬едомост€мї, что ЂЕсоглашение может быть подписано в ближайшее врем€, но денег дл€ оплаты машинокомплектов по-прежнему нетї.

ќт Ђћосквичаї до современного Sorento

ќјќ Ђ»жмаш-јвтої (или просто Ђ»жјвтої) Ц один из ветеранов российского автопрома. ѕервый автомобиль ижевского производства сошел с конвейера в 1966 году Ц это был ставший уже легендарным Ђћосквич-408ї. Ќичего особенно примечательного с тех пор и до начала нового тыс€челети€ завод не демонстрировал.

¬ 2002 году владельцем Ђ»жјвтої стала группа Ђ—ќ ї. «а это врем€ устаревшее предпри€тие в »жевске благодар€ инвестици€м частного бизнеса, утверждает агентство Ђ–осбалтї, превратилось в современный завод европейского уровн€, первым в –оссии перешедшим на режим промышленной сборки иномарок с высоким уровнем локализации производства. Ђ»жјвтої по лицензионному соглашению с Kia Motors выпускает выпускает седан Spectra и внедорожник Sorento, а по соглашению с Ђјвто¬ј«омї Ц р€д моделей Lada.

ƒо сих пор Kia была крупнейшим партнером Ђ»жјвтої. ¬ прошлом году на долю корейских автомобилей пришлось 65% производства завода (38 395 автомобилей), утверждают Ђ¬едомостиї. Ђ»жавтої сотрудничает с Kia с 2004 года, планировал выпускать до 80 000 автомобилей в год.

Ћицензи€ на производство Spectra и Sorento истекает в этом году. Ќо решение проблемы было бы легким, если быЕ

ј затормозить пришлосьЕ

—ейчас Ђ»жавтої на грани банкротства. ¬ начале 2009 года в результате падени€ продаж, вызванного экономическим кризисом, на заводе сложилась крайне т€жела€ ситуаци€. ѕо состо€нию на конец марта завод работал три дн€ в неделю по шесть часов.

» вот 1 апрел€ прошло сообщение, что завод остановлен. √руппа Ђ—ќ ї не сумела договоритьс€ о продаже завода Ђјвто¬ј«уї, что изначально планировалось еще в прошлом году. Ђћарчмонтї сообщал в новост€х 28 августа 2008 года, что стороны договорились о сделке на сумму по тем временам очень хорошую Ц 12 млрд рублей. «акрыть сделку планировалось до конца года, но гр€нул кризис, и планы помен€лись. ѕозднее Ђћарчмонтї писал в своем годовом обзоре Ђќгл€дыва€сь на 2008-йЕї, что в но€бре Ђјвто¬ј«ї не готов был приобрести ижевское предпри€тие даже за 10 млрд рублей Ц а группа Ђ—ќ ї уже и на это соглашалась.

ѕо словам президента Ђјвто¬ј«аї Ѕориса јлешина, одной из основных причин отказа толь€ттинского автогиганта от покупки Ђ»жјвтої стал отказ южнокорейских партнеров группы Ђ—ќ ї в снижении стоимости поставки машинокомплектов, что в услови€х девальвации рубл€ сделало сборку автомобилей Kia нерентабельной. — но€бр€ ижевский завод терпел ежемес€чные убытки на уровне 7 млн долларов.

–абочих гон€т?

¬ апреле 2009 года от источников, близких к президенту ”дмуртии ¬олкову, пришло известие, что владельцы бедствующего завода вынуждены уволить около 5 тыс. человек Ц а это, по сути, весь персонал завода, где работают 5,5 тыс. сотрудников. Ќад заводом нависла угроза консервации мощностей на неопределенный срок. Ёто первый российский пример того, как из-за кризиса может закрытьс€ целый автозавод.

ѕравда, в мае руководство предпри€ти€ сообщило о единовременном увольнении только 2 407 человек; сокращени€ планировалось провести с 24 августа, а завершить 24 сент€бр€ 2009 года. ј 17 июн€ ќјќ Ђ»жјвтої вообще сильно удивило наблюдателей: стало известно, что 90% за€вленного количества увол€т до начала июл€ по соглашению сторон. ќчевидно, что руководство хочет как можно скорее избавитьс€ от работников: по словам директора по персоналу Ђ»жјвтої √еннади€ „ерненко, автозавод прин€л решение о стимулировании работников к увольнению по соглашению сторон в виде трех окладов. Ќа фоне всего этого непон€тно, кто же будет работать на заводе в июле, когда глава республики обещает запустить завод вновь.

”ход Ђ—ќ ї и надежды на спасение

ƒальнейша€ судьба предпри€ти€ пока неизвестна; общий долг Ђ»жјвтої превышает 12 млрд рублей, из которых примерно 8 млрд приходитс€ на долг —бербанку.  роме того, у Ђ»жавтої есть облигационный заем на 2 млрд рублей, техдефолт по которым был допущен еще в декабре. √руппа Ђ—ќ ї убедила держателей облигаций перенести дату их погашени€ на конец августа, пообещав, что сделка с Ђјвто¬ј«омї все же состоитс€. ѕока объективных условий дл€ выполнени€ обещани€, правда, не наблюдаетс€.

Ђ»жавтої по-прежнему надеетс€ на чудо, сообщают Ђ¬едомостиї, и ведет многомес€чные переговоры со —бербанком о реструктуризации старого и предоставлении нового кредита. ¬ самом —бербанке от комментариев отказываютс€.

“акже в апреле Ђ»нтерфаксї сообщил, что владелец завода Ц группа Ђ—ќ ї - отказалась от собственности, продав свой пакет акций Ђ»жјвтої дочерним компани€м предпри€ти€ за 200 млн долларов, которые планировалось выплатить готовой продукцией. ѕозже этой сделкой заинтересовалась —четна€ палата и √енпрокуратура –‘. —четна€ палата проверит завод в июле.

Ќаконец, в июне поступило сообщение, что компани€ Kia Motors хочет перенести производство Sorento с Ђ»жјвтої на калининградский Ђјвтоторї, с которым у нее давние св€зи.

—танет ли ћосква спасителем?

¬ начале июн€ стало известно, что судьбой завода всерьез озаботились федеральные власти. «амминистра промышленности и торговли –‘ ƒенис ћантуров сообщил, что ижевский автозавод может быть включен в федеральный перечень системообразующих предпри€тий. –ешение, правда, пока не прин€то, но веро€тность есть. ѕредпри€ти€, вход€щие в перечень системообразующих, могут рассчитывать на помощь правительства в услови€х кризиса, в том числе и финансовую. –анее правительство уже выделило российским автозаводам около 30 млрд рублей в виде госгарантий дл€ реструктуризации задолженностей.

 роме того, президент ”дмуртии ¬олков за€вил 21 июн€, что администраци€ республики ведет переговоры с правительством –оссии о передаче Ђ»жјвтої под управление госкорпорации Ђ–остехнологииї - совладельца Ђјвто¬ј«аї.

ѕроблема одна Ц выходы разные

Ќасколько президентское обещание запустить конвейер Ђ»жјвтої в июле реалистично, пока сказать сложно. —лишком много Ђної и нерешенных проблем.

¬ принципе, Ђ»жјвтої - не единственный российский автосборщик, испытывающий сложности из-за девальвации рубл€ и удорожани€ машинокомплектов. ƒруга€ российска€ компани€ Ц ќјќ Ђ—оллерсї, собирающа€ модели корейского SsangYong и италь€нского Fiat, находитс€ в аналогичном положении. ¬от только судьбу Ђ»жјвтої и Ђ—оллерсаї аналитики пока вид€т по-разному. Ќапример, ћихаил Ћ€мин из Ѕанка ћосквы убежден, что Ђ—оллерсї не будет останавливать производство, поскольку €вл€етс€ эксклюзивным дистрибутором собираемых автомобилей. ј вот группа Ђ—ќ ї недавно лишилась статуса дистрибутора Kia, что ставит под удар и ее бывшую собственность Ц ижевский завод, по-прежнему тесно с ней св€занный.
ќлег  узбит, управл€ющий редактор: Ђћы рады, что вы по-прежнему с нами в нашем информационном проекте The Bridge Ц еженедельном экскурсе в инновационное насто€щее и будущее российских регионов. Ђћарчмонтї расскажет, как наука и бизнес навод€т мосты взаимопонимани€ и сотрудничестваї.
ќпубликовать в Twitter
Ќаписать в Facebook
«аписать в LiveJournal
ѕоказать ¬ ћоем ћире
ѕоделитьс€ в ћоем  руге
ѕ–ќ ќћћ≈Ќ“»–ќ¬ј“№ Ё“” —“ј“№ё
Ќайти похожее содержание

√еографи€:

“еги: »жјвто (11) /

ѕоследние новости: ќбзоры в детал€х
2 јвг '21 | ѕромышленность | “ехнологии и инновации
 
ѕоиск (јрхив новостей - 20920)
ћир будущего Ч мир искусственного интеллекта
–еклама
Marchmont Tech Solutions_RUS
Ќј““
–еклама
Marchmont News

ѕоследние новости

25 Ќо€б '21
”ченые  азанского федерального университета...
24 Ќо€б '21
¬ ћоскве разработан более дешевый способ получени€...
22 Ќо€б '21
Ѕанк дл€ предпринимателей и предпри€тий Ђ“очкаї...

»нтересные новости за неделю

26 Ќо€б '21
ћолодые исследователи из ѕермского ѕолитеха...
26 Ќо€б '21
–оссийский разработчик 3D-сканеров человеческого тела...
26 Ќо€б '21
StartupSamara открывает приЄм за€вок на одно из самых...