Обзоры в деталях |

Злоключения российского авторынка продолжаются

8 Июль '09
Олег Кузбит, управляющий редактор отдела веб-информации

Нынешний кризис потрепал отечественную автомобильную отрасль, пожалуй, сильнее многих других. За первые пять месяцев 2009 года продажи упали на 47% по сравнению с этим же периодом прошлого года, и за один лишь май, по данным Ассоциации европейского бизнеса в России, снижение составило 58% к маю 2008 года. Автомобилестроители по-разному реагируют на ухудшающуюся рыночную обстановку. «АвтоВАЗ» надеется на развитие успеха с продажами в Германии, а российские Ford и GM объявили о приостановке своих заводов в Ленобласти и урезании зарплат примерно на треть. В Нижнем Новгороде припертая к стенке кризисом «Группа «ГАЗ» Олега Дерипаски продолжает сокращать квалифицированный персонал несмотря на проблески надежды в виде госзаказов.

Свободное падение с рекордных высот

Кошмарным выдался этот год для российской автомобильной отрасли. Опьяненные головокружительными успехами и рекордными продажами прошедших двух лет автомобилестроители пожинают сейчас плоды «похмелья»: все показатели падают, и дна не видно. Еще в прошлом году занимавший второе место в Европе по объемам продаж, отечественный авторынок свалился в мае этого года до пятого места.

«АвтоВАЗ» «уполовинился»

На 54% к маю прошлого года рухнули в России продажи «Лады» у «АвтоВАЗа». С апреля по май этот показатель скатился на 17,5%. Перед лицом сжимающихся шагреневой кожей возможностей реализовывать авто дома, тольяттинский гигант связывает свои надежды с европейским рынком, особенно немецким, где у «АвтоВАЗа» даже в кризис есть успехи. Его модель «Лада 4х4» занимала в мае 29-ю строчку в списке «бестселлеров» германского авторынка, причем, по данным портала NewsRu.com, за один только этот месяц было продано всего на 90 автомобилей меньше, чем за весь прошлый год.

У Hyundai и Mitsubishi большие проблемы

Иномарки, производимые как в России, так и за ее пределами, пострадали не меньше. Продажи столь популярных в среде российского среднего класса Hyundai и Mitsubishi рухнули на целых 77% по сравнению с маем 2008 года.

Ford и GM предпочитают ждать

Как утверждает Найджел Бракенбери, президент совсем еще недавно успешного предприятия «Ford Россия», продажи компании в нашей стране упали на 69% с начала года по сравнению с январем – маем 2008 года. В конце июня было объявлено, что завод во Всеволожске Ленинградской области в очередной раз приостанавливает работу с 1 по 9 июля.

По официальным данным Ford Russia, «компания не исключает возможность приостановки российского завода из-за необходимости снижения объемов производства в связи с ситуацией на рынке». Как сообщило позднее агентство «Ассошиэйтед Пресс», 1 июля компания выступила с новым заявлением, где сказано, что работа российского завода приостановлена до 13 июля. По заверениям руководства Ford, увольнений не будет, но около трети зарплаты в период простоя рабочие потеряют.

На минувшей неделе примеру «Форда» последовала General Motors, объявив об остановке конвейеров своего завода под Санкт-Петербургом до 31 августа.

«Тщательно изучив состояние российского автомобильного рынка и масштабы снижения спроса со стороны кредитоспособного населения, мы решили не форсировать в этом году рост производства на нашем предприятии в России», - заявил в интервью «Ассошиэйтед Пресс» Крис Габби, президент GM Russia.

Менеджмент российского завода «Дженерал Моторс» также утверждает, что никаких массовых увольнений не последует, но необходимость урезания расходов кажется абсолютно очевидной, и частичное сокращение штатов или отправка персонала в вынужденный неоплачиваемый отпуск представляется той мерой, что «лежит с краю».

ГАЗ: пропасть или взлет?

Весьма туманны и печальны перспективы второго по величине производителя автомобилей в России – нижегородской «Группы «ГАЗ».

«Свободное падение» продолжается уже многие месяцы, начавшись с вынужденного разрыва со стратегическим партнером – канадской «Магной» и усугубившись многими другими факторами, из коих не последний – долг компании, превышающий миллиард долларов. Ситуация требовала быстрых и болезненных решений. Весной руководство ГАЗа официально объявила о скорой кончине проекта Volga Siber, в который вложили 300 миллионов долларов и с которым связывали надежды как с первым по-настоящему новым седаном со времен выпуска легендарной «Волги». Класс «люкс» за полмиллиона рублей не взбудоражил кровь не только состоятельным соотечественникам, но и среднему классу. Со следующего года авто с производства снимают.

В апреле было заявлено, что попрощаться в 2010 году придется не только с «Сайбером», но и вообще со всеми легковыми авто «газовского» производства. Более того, ГАЗ объявил тогда, что сокращает производственные издержки на 20%, расходы на персонал на 50% и аж к 1 июля намерен выйти на точку безубыточности.

В отчаянной попытке избавиться от бремени лишних активов «Группа «ГАЗ» решила продать свое предприятие на «туманном Альбионе» - английский автозавод LDV.

В конце мая блеснул лучик надежды: в консорциуме с канадской «Магной» и российским Сбербанком группа Олега Дерипаски заявила о готовности приобрести у General Motors завод «Опель». Поскольку у «Группы «ГАЗ» туго с наличностью, ее роль в потенциальной сделке – предоставление производственных площадей своего нижегородского завода для сборки машин марки Opel.

Еще более обнадеживающие вести пришли на прошлой неделе, когда стало известно о том, что Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) заказала ГАЗу дорожно-строительной техники на 3 млрд рублей. Очевидно, что таким образом реализуется заявленный нижегородским губернатором Шанцевым еще в апреле план вывода компании из кризиса путем предоставления госзаказов на 25-30 млрд рублей.

В отличие от тольяттинских конкурентов, ГАЗ не получал прямой господдержки и до сих пор вынужден был справляться с кризисом своими силами.

Рубим сук, на котором сидим?

Однако, несмотря на все позитивные новости, «Группа «ГАЗ» продолжает сокращать штаты. На минувшей неделе руководство подтвердило намерение уволить до 1 августа еще 7 тысяч работников нижегородского предприятия.

По заявлению правительства Нижегородской области, в настоящее время рассматривается вопрос о выделении дополнительных средств из федерального и регионального бюджетов для организации общественных работ и переобучения сотрудников.

По данным профсоюзов, с сентября 2008 года по март 2009 года под сокращение уже попали 10,7 тысячи работников. В настоящее время на Горьковском автозаводе работает 11 500 человек. Никто не исключает новых увольнений.
Без ответа остаются вопросы: а кто же останется, чтобы делать «Опели» или дорожную технику, и насколько конкурентоспособным окажется ГАЗ после кризиса, когда спрос на автомобили возрастет, а большая часть квалифицированного персонала уже будет «за бортом»?
Олег Кузбит, управляющий редактор: «Мы рады, что вы по-прежнему с нами в нашем информационном проекте The Bridge – еженедельном экскурсе в инновационное настоящее и будущее российских регионов. «Марчмонт» расскажет, как наука и бизнес наводят мосты взаимопонимания и сотрудничества».
Опубликовать в Twitter
Написать в Facebook
Записать в LiveJournal
Показать В Моем Мире
Поделиться в Моем Круге
ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ
Найти похожее содержание

География:

Теги: ГАЗ (1026) /

Последние новости: Обзоры в деталях
2 Авг '21 | Промышленность | Технологии и инновации
 
Поиск (Архив новостей - 20920)
Мир будущего — мир искусственного интеллекта
Реклама
Marchmont Tech Solutions_RUS
НАТТ
Реклама
Marchmont News

Последние новости

25 Нояб '21
Ученые Казанского федерального университета...
24 Нояб '21
В Москве разработан более дешевый способ получения...
22 Нояб '21
Банк для предпринимателей и предприятий «Точка»...

Интересные новости за неделю

26 Нояб '21
Молодые исследователи из Пермского Политеха...
26 Нояб '21
Российский разработчик 3D-сканеров человеческого тела...
26 Нояб '21
StartupSamara открывает приём заявок на одно из самых...