Перманентный мониторинг против перманентного кризиса | Последние обзоры, анализ и новости в деталях, Недвижимость Marchmont.ru

Недвижимость

Перманентный мониторинг против перманентного кризиса

3 Авг '09
Статья предоставлена Михаилом Трейвишем, 1971 г. р., председателем правления КБ «Национальная Факторинговая Компания «Уралсиб-НИКойл», президентом Восточно-Европейской факторинговой ассоциации, председателем совета директоров старейшей международной факторинговой ассоциации International Factors Group (IFG). М. Трейвиш – один из пионеров факторингового бизнеса в России. С ним можно связаться по адресу tre_mi@mail.ru.

Материальные причины для кризиса в России закончились. Нефть стоит столько же, сколько в те годы, когда ВВП рос на 7-8% в год. Отношения с США нормализуются, война с Грузией в прошлом, о «Мечеле» в негативном ключе давно не вспоминают. Девальвация закончилась, ликвидность в банковскую систему закачена.

Однако почему-то никто не говорит, что кризис закончился. Это означает одно: у него были (и есть) и «нематериальные» причины. И главная из этих причин – тотальное недоверие: банков - к клиентам, клиентов - к банкам, продавцов - к покупателям (и наоборот); вообще всех – ко всем. И это недоверие не лечится – ни инвестициями, ни интервенциями, ни преференциями к отдельным компаниям. Доверие к последним восстановить можно – но это не спасет экономику.

Есть теория, популярная в определенной группе экспертов, что мы именно благодаря тем переменам, что произошли в сознании людей, вступили в полосу сплошных кризисов, которые будут повторяться каждые три-четыре года. Каждый на это реагирует по-своему.

Есть модная штука – дауншифтинг, когда люди уезжают за тридевять земель. Говорят, особенно модно Гоа, но люди едут и на Карибы. Кто-то ушел в сокращение расходов, это, оказывается, тоже творческий процесс. Уже, вроде, все сократил, но потом посмотрел – и нашел скрытые резервы.

Я вместе с партнерами решил бороться с кризисом. Если не сегодняшним, то завтрашним. Не буду описывать набор «лекарств», которые я перебрал, – список был весьма внушительным. Выбор остановил на рейтинговом Агентстве. Мне показалось, что если оно завоюет доверие бизнес-сообщества (а завоевать все же проще, чем восстановить), то это будет доверие не только к нему, но и к результатам его работы – а значит и ко многим другим компаниям – носителям его рейтинга.

Компания получила название OmniGrade. Латинское omni – «множественное» – показывает, что мы рассчитываем, что наши «грейды» помогут многим. Добиться этого планируем за счет целого набора инструментов – старых и новых.

Первый инструмент – это рейтинг. Он довольно старый: ему более ста лет. Но инструменту постарались вернуть молодость за счет целого ряда инноваций.

Во-первых, при присвоении рейтинга оцениваются все грани деятельности предприятия, и не только его самого, но и его дебиторов. Ведь от того, будут ли они расплачиваться с ним, зависит, сможет ли оно расплатиться со своими кредиторами.

Во-вторых, впервые начинают присваиваться адресные рейтинги – ориентированные на конкретного кредитора и учитывающие особенности его взаимоотношений с дебитором.

В-третьих, неотъемлемой частью каждого рейтинга служит система «ковенант», которая задает безопасные ориентиры, в рамках которых платежеспособность дебитора будет находиться на подтвержденном уровне.

В-четвертых, весь процесс присвоения рейтинга является полностью открытым и прозрачным для делового сообщества.

Второй инструмент – это мониторинг, перманентное наблюдение за состоянием дебитора во всех проявлениях его деятельности. Ставится задача «держать руку на пульсе» ситуации и не опаздывать с выводами о меняющемся уровне рисков для кредитора.

Третий инструмент – это стратегический партнер Агентства. Речь о Клубе кредиторов, объединяющем интересы кредиторов и имеющем реальные рычаги влияния на методологию деятельности OmniGrade.

Уже после того как я написал эту небольшую статью, стало известно, что один из крупнейших американских пенсионных фондов Calpers намерен через суд возместить свои убытки в размере 1 млрд долларов США, которые, по его мнению, возникли в результате неверных решений «большой тройки» международных кредитных агентств – Moody’s, Standard&Poor’s и Fitch.

Сложно оценивать судебные перспективы подобного иска. Но, думается, сам факт его подачи говорит о многом. Именно с деятельностью рейтинговых агентств предприниматели в разных странах мира связывают существенные изменения в финансовых результатах своего бизнеса. Следовательно, если неверные решения кредитных рейтинговых агентств приводят к убыткам кризисного размера, то верные решения, адаптированные к новым реалиям, способны стать катализатором роста бизнеса и его прибыли во всем мире.


Данный материал предоставлен гостем нашего вебсайта и членом неформального Консультативного совета нашей компании. Изложенное в статье мнение отражает исключительно позицию автора и может не совпадать с мнением сотрудников и партнеров «Марчмонт Капитал Партнерс». Материал публикуется впервые с разрешения автора статьи.