Обзоры в деталях | Технологии и инновации | Промышленность

В сфере особого внимания – инновации: томичи хотят застеклить Сибирь

12 Май '11
Олег Кузбит, управляющий редактор отдела веб-информации

Сегодня в центре нашего внимания Томский политехнический университет и его проект создания производства энергосберегающих окон на основе плазменных технологий. Цена вопроса – 38 млн рублей. В настоящее время университет готов создать компанию, которая и займется ежегодным изготовлением и реализацией до 300 тысяч кв. м инновационного и конкурентоспособного по цене стекла с вакуумным покрытием. Разработчики надеются ощутимо потревожить на этом рынке нынешних импортеров дорогостоящей европейской продукции. Потребность России в новых стеклопакетах оценивается более чем в три миллиарда квадратных метров стекла; один только сибирский сегмент разрастается на 30-40% в год. При таких перспективах к планам томичей стоит присмотреться.

Томский политех уже вложил 5 млн рублей в разработку и создание оборудования. Построенный силами специалистов вуза прототип установки для нанесения покрытий «Опал-3Про» был приобретен и эксплуатируется южнокорейской компанией Plasma Tech. Эффективность оборудования доказана, но в настоящее время оно совершенствуется: будет применена более продвинутая технология, установка будет рассчитана на большие объемы выпуска продукции.

Для полномасштабного старта разработчики ищут дополнительно 33 млн рублей инвестиций и рассчитывают на восемнадцатимесячный срок окупаемости. На будущем предприятии будет занято до 25 человек.

С прицелом на теплосбережение

На производственной площадке будут выпускать конкурентоспособные пластиковые стеклопакеты с улучшенными теплосберегающими и декоративными свойствами. Усовершенствованная технология вакуумного магнетронного напыления – оригинальная томская разработка, лежащая в основе проекта, – обеспечит изготовление на одной установке от 100 тысяч (при работе в одну смену) до 300 тысяч (при переходе на три смены) квадратных метров низкоэмиссионного (теплосберегающего) стекла в год.

По словам Павла Носова из Центра трансфера технологий ТПУ, при выходе на проектную мощность планируется реализовывать на рынке ежемесячно около 5 600 стеклопакетов из ПВХ-профиля (порядка 68 тысяч в год). В каждом таком изделии одно стекло будет обычным, а второе – с низкоэмиссионным покрытием. По заверению г-на Носова, это обеспечивает сочетание высокого уровня теплоизоляции и существенно более низкой себестоимости в сравнении с имеющимися аналогами.

Принцип работы

Схематично процесс нанесения инновационных покрытий можно представить следующим образом. Стекло максимальными размерами 1 605 х 2 250 мм движется в вертикальном положении в один слой мимо магнетронных источников плазмы со скоростью от двух до 80 мм/с. Производительность установки – 50 кв. м в час. Наносимое энергосберегающее покрытие содержит оксиды титана и олова, а также никель, хром и серебро. По данным разработчиков, перед нанесением модифицирующих покрытий стекло очищается с применением ионных источников.

«Опал-5» – инновационная проходная машина с загрузочной и разгрузочной шлюзовыми камерами, приходящая на смену более старой версии «3Про», – имеет максимальную потребляемую мощность 200 кВт и, как уточнил Павел Носов, собирается из унифицированных элементов, что обеспечивает гибкость в изменении конфигурации, набора рабочих органов, мощности и стоимости в зависимости от конкретных потребностей. Кроме того, установка оснащена шлюзовой камерой со специальным щелевым вакуумным затвором, благодаря которому при извлечении стекла вакуум в рабочей камере не теряется.

Куда ни кинешь взгляд…

Россия существенно отстает в применении современных оконных технологий от Западной Европы, США и Азии. В этих странах примерно 90% новых зданий оснащают сегодня стеклопакетами, изготовленными методом вакуумного напыления. В России же – стране, находящейся на девятом месте в мире по численности населения, – производится около пяти миллионов квадратных метров стеклопакетов. Это просто ничто на фоне ежегодной потребности отечественного рынка, оцениваемой экспертами в 350 миллионов квадратных метров.

Сегмент низкоэмиссионного стекла вообще едва заметен. Эксперты считают, что в России производят примерно в тысячу раз меньше теплосберегающего стекла, чем в Европе. Около 19 миллионов квадратных метров ежегодно завозят из-за рубежа – и все равно это лишь малая толика того, в чем нуждается рынок страны, где почти полгода зима.

По всем современным стандартам, в первую очередь санитарным, в России подлежат срочной замене от 1,2 до 1,3 миллиарда устаревших оконных единиц. Для этого потребуется от 3,2 до 3,4 миллиарда квадратных метров стекла.

Сибирский сегмент рынка оценивается в 15 миллионов квадратных метров, причем ежегодно потребность растет на 30-40%. Для будущего томского стекольного предприятия Сибирь станет основным рынком сбыта, заявил г-н Носов.

ТПУ: клонирование не планируем – просто сделаем доступным

Создаваемая Томским политехом компания будет делать ставку на высокую конкурентоспособность, отметил Павел.

Как известно, европейское низкоэмиссионное стекло раз в десять дороже российского, изготовляемого другими отечественными производителями. Даже традиционные стеклопакеты идут по цене от девяти до 15 тысяч рублей за единицу, в результате чего продукт недоступен для существенной части потенциальных покупателей.

Разработчики из ТПУ утверждают, что их теплосберегающее окно из ПВХ-профиля обойдется покупателю максимум в 7 тысяч рублей.

«Марчмонт» обратился к г-ну Носову с вопросом, который показался нам логичным: не очередной ли это пример извечного российского подражательства – «у них» есть, пусть и у нас будет? Не попытка ли это просто воспроизвести то, что уже давно есть на Западе? Павел особо подчеркнул в ответ, что проект основан на действительно инновационной технологии и использовании не имеющего аналогов оборудования, и именно это должно обеспечить существенное удешевление конечного продукта и завоевание будущей компанией своей ниши на рынке.

Итак, будем ждать настоящего испытания реальностью. Лишь оно выявит, сможет ли томская команда выйти на стадию запланированного производства и потом нарастить обороты при наличии устойчивого спроса. «Марчмонт» вернется к этой теме к концу года.
Олег Кузбит, управляющий редактор: «Мы рады, что вы по-прежнему с нами в нашем информационном проекте The Bridge – еженедельном экскурсе в инновационное настоящее и будущее российских регионов. «Марчмонт» расскажет, как наука и бизнес наводят мосты взаимопонимания и сотрудничества».
Опубликовать в Twitter
Написать в Facebook
Записать в LiveJournal
Показать В Моем Мире
Поделиться в Моем Круге
ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ
Найти похожее содержание

География: Томск

Теги: Томский политехнический университет (72) / Павел Носов (3) / теплосберегающее стекло (0) /

Последние новости: Обзоры в деталях
2 Авг '21 | Промышленность | Технологии и инновации
 
Поиск (Архив новостей - 20920)
Мир будущего — мир искусственного интеллекта
Реклама
Marchmont Tech Solutions_RUS
НАТТ
Реклама
Marchmont News

Последние новости

25 Нояб '21
Ученые Казанского федерального университета...
24 Нояб '21
В Москве разработан более дешевый способ получения...
22 Нояб '21
Банк для предпринимателей и предприятий «Точка»...

Интересные новости за неделю

26 Нояб '21
Молодые исследователи из Пермского Политеха...
26 Нояб '21
Российский разработчик 3D-сканеров человеческого тела...
26 Нояб '21
StartupSamara открывает приём заявок на одно из самых...