Обзоры в деталях | Технологии и инновации | Промышленность

В сфере особого внимания – инновации: «Элтон» и суперконденсаторы

9 Нояб '11
Олег Кузбит, управляющий редактор отдела веб-информации

Герой нашего сегодняшнего рассказа – инновационная подмосковная компания «Элтон». В ее арсенале новые разработки высокотехнологичных асимметричных электрохимических конденсаторов, которые она готова предложить автомобилестроителям и энергетикам. Утверждается, что продукция невзрывоопасна, экологична, к тому же при цене ниже мировой должна служить втрое дольше. Специалисты прогнозируют устойчивый тридцатипроцентный ежегодный рост рынка конденсаторов, так что к наработкам «Элтона» стоит присмотреться.

Подмосковная компания «Элтон» разрабатывает электрохимические конденсаторы нового поколения. Рынку, который вполне активен уже не одно десятилетие, российские инженеры, по их словам, готовы предложить совершенно новый спектр возможностей безопасного накопления и передачи электроэнергии.

Новая технология асимметричных суперконденсаторов от «Элтона» призвана утроить срок службы конденсатора до 15 лет – практически революционный скачок в сравнении с нынешними стандартными конденсаторами. Согласно утверждению компании, новый продукт сможет осилить более миллиона циклов разрядки-зарядки, причем на зарядку будет уходить менее минуты.

Объемы энергии, которые может накопить новинка, превзойдут этот показатель у традиционных конденсаторов «на порядок», заявляют разработчики.

Если средняя мировая цена за килоджоуль энергии – а именно из нее, по данным экспертов, складывается цена конденсатора – составляет примерно пять долларов, то «Элтон» стремится снизить собственный показатель до четырех с небольшим.

Самое очевидное применение суперконденсаторов – в нынешних системах пуска двигателей внутреннего сгорания. По мере того, как сердца все большего числа потребителей начинают завоевывать автомобили-гибриды и технологии «старт-стоп», рынок сбыта таких суперконденсаторов расширяется, причем последнее может оказаться даже более перспективным, полагает «Элтон».

Помимо автомобилестроителей, по мнению авторов проекта, инновация должна сыграть на руку энергетикам, в том числе и «альтернативщикам»: речь идет об оборудовании нового поколения для буферного накопления энергии.

Наш герой

Компания «Элтон» основана в 1993-95 гг. в подмосковном Троицке как разработчик и изготовитель конденсаторов. В первые же годы пошли пилотные и мелкосерийные продажи новых продуктов. А уже через три года «Элтон» вышел на международный рынок: в 1998 году его товар появился в Северной Америке под брендом KAPower.

Прежде чем в России было налажено серийное производство электрохимических конденсаторов, прошло еще девять лет.

В ноябре 2010 года компания присоединилась к проекту «Сколково», а в текущем году получила от Фонда «Сколково» грант на сумму 251 млн рублей на продолжение разработок в области асимметричных суперконденсаторов.

«Чистые» технологии в действии

Будучи уже сами по себе принципиально новыми химическими источниками тока, «элтонские» суперконденсаторы, по заверениям авторов, являются еще и результатом «чистых» технологий. Они на водных электролитах, благодаря чему продукт не только экологически безвреден, но и практически невзрывоопасен (а ведь риск взрыва – давняя «головная боль» для всех, кто эксплуатирует транспортные средства, оснащенные нынешними симметричными конденсаторами и кислотными аккумуляторами).

В отличие от традиционных герметично запаянных конденсаторов, в которых стравливание образующихся внутри газов невозможно, «Элтон», по утверждению руководства, оснастил конденсатор специальным клапаном, который не дает газам аккумулироваться, при этом предотвращает утечку вредных веществ изнутри.

Все эти особенности призваны обеспечить эксплуатацию нового суперконденсатора в жестких условиях «экстремальных температур». Что примечательно, по словам разработчиков, продукция «не требует технического обслуживания».

«Закондерить» автобус, чтобы стал чище, чем «Евро-6»

В «Элтоне» считают, что в сфере автомобилестроения конденсаторы нового поколения будут особенно полезны городскому транспорту: ведь в городах приходится часто выстаивать на светофорах и в «пробках». Дело в том, что инновационная продукция максимально подходит для новых систем «старт-стоп», разработанных в целях экономии водителями топлива и снижения вредных выбросов за счет уменьшения времени холостой работы двигателя.

Помимо контрактов на оснащение своими суперконденсаторами прохоровского «ё-гибрида» и переговоров с другими отечественными производителями легковушек «Элтон» вовсю присматривается и к городскому общественному транспорту.

Минувшим летом в Краснодаре компания успешно провела испытания своей продукции на новом российском автобусе – гибриде под названием «Экобус», сконструированном в прошлом году саратовскими производителями. Это автомашина на метане, в которой давление газа приводит в движение микротурбину, тем самым питая электродвигатель и подзаряжая конденсаторный энергонакопитель.

Для рейсовых автобусов характерна частая повторяемость циклов торможения и ускорения, и здесь «элтонские» суперконденсаторы показали себя весьма разумным дополнением к конструкции «Экобуса»: отмечено сорокапроцентное снижение потребления топлива по сравнению с обычными автобусами. Испытания также подтвердили почти нулевые выбросы парниковых газов – и в этом новинка превосходит экологический стандарт «Евро-6». Кроме того, инновационная система позволила улучшить и чисто потребительские свойства нового транспортного средства для городских улиц: сообщается, что снижены шум в салоне и вибрация.

Компания «Элтон» не намерена ограничиваться автобусами и ищет партнерских отношений с изготовителями вагонов метро, трамваев, троллейбусов и даже тепловозов.

Решение для энергетиков и потребителей

Все очевиднее, хоть и медленно, проявляется и другой потенциальный рынок сбыта новых суперконденсаторов – энергетика.

В планах «Элтона» изготовление крупных, промышленных размеров, суперконденсаторов для буферного накопления энергии. Оборудование можно будет использовать на всех стадиях энергопроизводства, от генерации до передачи, для варьирования потребления и сведения к минимуму энергопотерь. Такой подход также способен повысить эффективность проектов возобновляемой энергетики, полагают в компании.

Теоретически у фирмы из Троицка может появиться решение и для миллионов семей, стремящихся сэкономить на счетах за электроэнергию. С новыми технологиями накопления энергии люди могли бы играть на разнице ночных и дневных тарифов, подкапливая электричество ночью и расходуя его днем.

И здесь интересно, и там…

Буквально совсем недавно мировой рынок суперконденсаторов был весьма невелик – порядка 500 млн долларов. Но сейчас наблюдается взрывное расширение, вызванное не в последнюю очередь ростом гибридного автомобилестроения, и специалисты предрекают рынку ежегодный минимум тридцатипроцентный рост.

«Элтон» – одна из пяти российских компаний, ведущих разработки по суперконденсаторам. Остальные, по некоторым данным, ориентированы на экспорт. Маленький отечественный рынок объемом всего каких-то 50 млн долларов остается, по большому счету, «неокученным».

Рассматривая перспективы освоения «Элтоном» российской автомобильной отрасли и энергетики, аналитики не очень единодушны в выборе наиболее перспективного рынка для компании.

Автомобилестроение – однозначно более динамичная отрасль из этих двух – может казаться более прибыльным и легкодоступным. Однако конкуренция с ведущими мировыми игроками типа американской компании Maxwell, японской Panasonic, южнокорейской Nesscap или французской Batscap будет жесткой – особенно после ожидаемого в декабре официального вступления России в ВТО и обещанного снижения барьеров для зарубежных компаний.

В любом случае, во всем, что касается автомобилей, аналитики сходятся в одном: «Элтону» следует сосредоточиться на рынке легковых автомобилей. Ждать, пока прибыльным станет общественный транспорт, можно долго.

Энергетика медлительнее, и на адаптацию новых суперконденсаторных технологий в передаче и хранении энергии может уйти минимум пять – десять лет. Впрочем, мир только начинает нащупывать эти новые технологии. Руководство компании «Элтон» надеется, что когда рынок будет готов, «элтонские» высокотехнологичные продукты будут не только известны, но и испытаны рынком.
Олег Кузбит, управляющий редактор: «Мы рады, что вы по-прежнему с нами в нашем информационном проекте The Bridge – еженедельном экскурсе в инновационное настоящее и будущее российских регионов. «Марчмонт» расскажет, как наука и бизнес наводят мосты взаимопонимания и сотрудничества».
Опубликовать в Twitter
Написать в Facebook
Записать в LiveJournal
Показать В Моем Мире
Поделиться в Моем Круге
ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ
Найти похожее содержание
Последние новости: Обзоры в деталях
8 Нояб '19 | Финансы, бизнес | Технологии и инновации
25 Июль '19 | Технологии и инновации
26 Май '19 | Технологии и инновации | Финансы, бизнес
 
Поиск (Архив новостей - 19714)
Реклама
AIM_Congress
Реклама
НАТТ
Реклама
Venture_Russia_2018
Реклама
Marchmont News

Последние новости

10 Дек '19
Российский фонд прямых инвестиций обсуждает с...
9 Дек '19
Российская компания Maximum Education использует...
6 Дек '19
Российский венчурный фонд Leta Capital инвестировал...

Интересные новости за неделю

9 Дек '19
Российская компания Maximum Education использует...
10 Дек '19
Российский фонд прямых инвестиций обсуждает с...
10 Дек '19
Технопарк «ТехноСпарк» не ищет стартапы, а создает...