Обзоры в деталях | Технологии и инновации | Промышленность

Томское ЭЦ-зацепление: способ зацепиться за обширные промышленные рынки

22 Янв '15
Олег Кузбит, управляющий редактор отдела веб-информации

Томская компания «Технология маркет» разработала собственное решение проблемы износа шестерен редуктора. Сибирский проект инновационного эксцентриково-циклоидального (ЭЦ) зацепления актуален для целого ряда отраслей промышленности. В свое время разработчики уже получили «зеленый свет» на оснащение эксцентриково-циклоидальными редукторами прохоровских «ё-гибридов», а также достигли договоренностей на эту тему с некоторыми другими автомобилестроителями. В прошлом году томичи победили в очередном конкурсе в иннограде Сколково, ожидая от фонда «Сколково» новых грантовых вливаний. Компания ищет покупателей, заинтересованных в новой эффективной технологии, по самым разным отраслям.

Сибиряки предлагают свою разработку для решения проблемы износа шестерен редуктора за счет применения эксцентриково-циклоидального (ЭЦ) зубчатого зацепления. Разработка актуальна для тяжелого и транспортного машиностроения, авиастроения и космической техники, судостроения, добычи полезных ископаемых, производства горно-шахтного оборудования и многих других отраслей промышленности.

В свое время к революционному ЭЦ-зацеплению, разработанному «Технологией маркет», присматривались петербургские инженеры, создававшие «ё-мобиль», не вполне удавшееся «детище» миллиардера Михаила Прохорова. Кроме питерцев, рынком сбыта для томского проекта являются, по данным изготовителя, татарстанский КамАЗ и белорусский БелАЗ. Сообщается также, что сибиряки «выполнили несколько заказов для оборонного комплекса».

Более 99% КПД за меньшую стоимость

По мнению экспертов, эксцентриково-циклоидальное зацепление зубчатых колес – это совершенно новый подход к ресурсосбережению в машиностроении.

Разработчики заявляют, что относительная масса их ЭЦ-шестерен всего 0,005-0,01 кг/Н-м (в сравнении с 0,04-0,07 эвольвентных шестерен, ныне преобладающих на рынке). Инновационное зацепление также обеспечивает существенное увеличение передаточного числа с диапазона 1 – 8 у эвольвенты до 1 – 40 у ЭЦ.

Значительно меньшие по размеру ЭЦ-шестерни дают, тем не менее, более 99% КПД, оставляя позади не только традиционные виды червячного глобоидного зацепления (менее 80%), но и саму эвольвенту (максимум 97%). По словам конструкторов, точка зацепления новых шестерен находится практически в полюсе зацепления, и проскальзывание сведено к минимуму.

«ЭЦ-зацепление позволяет передавать большую мощность без увеличения размеров редуктора», — поясняет заместитель директора компании Александр Сковородин.

Наконец, напоминают в «Технологии маркет», немаловажный факт: по стоимости изготовления новшество куда экономичнее, чем эвольвентная шестерня.

Команда создателей

«Технология маркет» на рынке НИОКР в области механических передач уже 18 лет. Проект ЭЦ-редукторов начался в 2007 году и с тех пор в основном финансировался из личных средств генерального директора Виктора Становского. Лишь в 2009 году к процессу подключился Фонд поддержки развития малых форм предприятий в научно-технической сфере (известный также как Фонд Бортника), выделив три миллиона рублей.

В 2011 году фирма провела успешные испытания инновационных комплектов главных передач с ЭЦ-зацеплением на базе подземного локомотива и наземного мотовоза.

Есть где развернуться

Мировой рынок эвольвентных редукторов, по данным экспертов, оценивается в полтриллиона долларов, при этом доля России в глобальном производстве составляет едва заметные полпроцента. Так что развернуться есть где – тем более что, по словам инженеров компании, «практически в любом редукторе, где сейчас работает эвольвентное зацепление, можно использовать новое ЭЦ-зацепление».

И поэтому «Технология маркет» ищет возможности для приложения своей технологии в ветроэнергетике, нефтедобыче, производстве станков и систем слежения – везде, где пониженная металлоемкость и высокий КПД ценятся так высоко.
Олег Кузбит, управляющий редактор: «Мы рады, что вы по-прежнему с нами в нашем информационном проекте The Bridge – еженедельном экскурсе в инновационное настоящее и будущее российских регионов. «Марчмонт» расскажет, как наука и бизнес наводят мосты взаимопонимания и сотрудничества».
Опубликовать в Twitter
Написать в Facebook
Записать в LiveJournal
Показать В Моем Мире
Поделиться в Моем Круге
ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ
Найти похожее содержание

География: Томск

Теги: редуктор (1) / Технология маркет (1) / эксцентриково циклоидальное зацепление (0) /

Последние новости: Обзоры в деталях
21 Нояб '17 | Промышленность | Природные ресурсы
 
Поиск (Архив новостей - 19300)
Реклама
Independent Software Developers Forum
Реклама
Marchmont News

Последние новости

22 Фев '18
В Москве создан и протестирован аппарат с функцией...
20 Фев '18
«Яндекс» и Uber завершили в этом месяце сделку...
19 Фев '18
Ученые во Владивостоке разработали и запатентовали...

Интересные новости за неделю