Обзоры в деталях | Технологии и инновации

«Бизнес – не грязь, бизнес двигает общество вперед» – согласны ли с этим российские вузы?

28 Сен '16
В попытках повышения своей глобальной конкурентоспособности российские университеты вновь ищут свое «я», стараясь обрести себя как новые центры инноваций и предпринимательства. В своем недавнем англоязычном отчете издание Russia Direct изложило собственное видение того, что необходимо сделать, чтобы реформирование высшей школы было необратимым. Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные выдержки из этого глубокого исследования.

Отчет, озаглавленный «От университета 1.0 к университету 4.0: взращивание инноваций и предпринимательства в российских вузах», исследует роль современного университета в рамках новой парадигмы «Университет 4.0», сформулированной в Национальной технологической инициативе (НТИ). Прежде всего, российским университетам надо пересмотреть взаимосвязь между обучением и исследованиями, в один голос утверждают редакторы издания и приглашенные эксперты. Слишком долго эти функции были разведены – отсюда и неспособность к коммерциализации вузовских инноваций и к стимулированию студентов к созданию новых стартапов.

В данном отчете широким штрихом очерчены попытки вузов РФ модернизировать себя, преодолеть собственные институциональные барьеры и привлечь лучших студентов, преподавателей, инвесторов. Эксперты, приглашенные Russia Direct для откровенного разговора – люди весьма солидные в своих областях, – представили свои мнения о путях укрепления экономики знаний в стране и способах для высшей школы сколь-нибудь ощутимо подняться в ежегодных глобальных рейтингах QS, Times и др. При этом участники дискуссии постарались по возможности выпукло вскрыть причины неудач России в извлечении из своего научного потенциала коммерческой выгоды.

Евгений Кузнецов, замдиректора РВК и один из инициаторов и вдохновителей идеи НТИ. Александра Энговатова, доцент кафедры экономики инноваций экономфака МГУ:

Соавторы подчеркнули ключевую роль, какую призваны играть российские университеты в трансфере технологий из лабораторий в реальную экономику. У отечественных вузов есть прекрасный пример, который стоит проанализировать и творчески применить, считают они, – это опыт Китая и Южной Кореи. Ведь в последние 30 лет в этих странах совершен прорыв в международной патентной деятельности по трем серьезнейшим направлениям – 3D-печать, нанотехнологии и робототехника, и вузы этих стран стали инфраструктурой для ускоренной разработки трансферопригодных технологий.

Есть и другой пример, не менее заслуживающий внимательного изучения, – пример США, Великобритании и ряда других развитых стран, где вузы активнейшим образом содействовали формированию в их местности инновационных экосистем.

Разные экономические модели предполагают выбор ролей для вузов РФ, но высшей школе страны следует быть готовой к тому, чтобы примерить их обе.

«Новая роль университетов в обществе, построенном на знаниях, максимально проявляется в том вкладе, что вносят вузы в инновационное развитие страны, и это определяется во все возрастающей мере стоимостью вновь создаваемой и коммерциализуемой интеллектуальной собственности». Это долгий и временами болезненный переход от модели «Университет 1.0» – общественного института с исключительно обучающей функцией – к модели «Университет 4.0», в которой этот институт становится поставщиком знаний будущего. «Университет формата 4.0 становится лидером в создании высокотехнологичных отраслей и поэтому в состоянии максимально эффективно капитализировать собственные знания».

Эксперты полагают, что подобная трансформация становится возможной благодаря НТИ. Национальная технологическая инициатива поддержана государством и призвана к 2035 году укрепить позиции России на мировых рынках технологий. Помимо всего прочего Инициатива предполагает создание к 2018 году интеграционных механизмов, а к 2035 году и инновационных центров на базе существующих университетов для предвосхищения нужд рынков будущего. Г-н Кузнецов и г-жа Энговатова подчеркнули, что «в рамках НТИ университет должен стать активным игроком на нескольких досках: в подготовке специалистов, проведении фундаментальных и прикладных исследований, выстраивании эффективных связей с бизнес-сообществами, создании эффективной инновационной инфраструктуры, коммерциализации результатов своих исследований (то есть, капитализации знаний)».

Георгий Лаптев, доцент, глава Лаборатории инновационного бизнеса и предпринимательства и программы МВА по менеджменту инноваций экономфака МГУ:

В своем кратком и вместе с тем глубоком анализе он высказался о роли университета как поставщика и передовых знаний, и квалифицированного персонала для бизнеса.

«Современные вузы, придерживающиеся модели «инновационного университета» (или университета 3.0), активно взаимодействуют с существующими деловыми партнерами и сами создают стартапы. Само существование таких вузов и их успешное развитие в условиях высококонкурентного рынка основаны на их глобальном видении, развитости инфраструктуры технологического трансфера и благоприятной экосистеме предпринимательства. К сожалению, низкий спрос на инновации со стороны российского бизнеса остается ощутимым тормозом, мешающим вузам РФ полностью принять модель 3.0».

Для большинства российских компаний, подчеркнул он, инновационная деятельность не относится к числу заметных источников конкурентного преимущества. Примеров успешного создания прорывных продуктов в России по-прежнему очень мало. Таким образом, в фокусе работы – в том числе и в рамках НТИ – должно быть преодоление вот этой тревожащей нестыковки между высшей школой и отечественной промышленностью, считает эксперт.

Кендрик Уайт, основатель и генеральный директор Marchmont Capital Partners, советник ректора Университета Лобачевского в Нижнем Новгороде (здесь можно прочесть полное интервью из отчета):

Инновационная экономика России робко выкристаллизовывалась на его глазах все эти два с лишним десятилетия, и ему известны сильные и слабые стороны российской высшей школы. В его понимании главным является наведение мостов над огромной пропастью между долгой историей российских научных достижений, потрясших мир, и не менее долгой историей неумения вывести собственные научные инициативы на рынок.

В мире масса проверенных моделей и инструментов для трансфера технологий из лаборатории в промышленность. Но есть проблема: «Россия не может вот просто взять какой-либо из них и насадить у себя. Необходимо адаптировать лучшие практики с Запада и аккуратно внедрять их в работоспособную здесь вузовскую экосистему».

Более шести десятилетий основополагающей парадигмой развития высшей школы СССР было разведение обучения (или собственно образования) и исследований. Постсоветская Россия переняла эстафету, и в этом одна из причин, отчего ей пока не удается трансформироваться в экономику инноваций – в отличие от многих конкурентов на Западе, которые «еще 50 лет назад осознали, что лучший способ стимулирования креативности – объединение студентов и исследователей». Лучшие умы там поняли, что «вливание свежей крови в систему заставит исследователей постоянно искать новые ответы на вопросы в среде молодых любознательных студентов-энтузиастов, а значит и разрабатывать новые теории и корректировать старые представления».

Российским университетам нужно больше предпринимательского духа. Для этого важно изменение правил игры, подстраивание их под нужды инновационной экономики. Это и предоставление вузам прав собственности на их же интеллектуальный продукт, и работа центров proof-of-concept (выявляющих коммерческую пригодность новых лабораторных открытий) с реальным бизнесом, чувствующим потребность в таких открытиях ради повышения собственной конкурентоспособности.

Лорен Грэм, профессор Массачусетского технологического института (MIT):

Он объяснил, почему, на его взгляд, талантливые ученые покидают Россию, и предложил свой вариант действий властей по реформированию системы.

«Главная проблема образования и инноваций в России лежит не в институциональной плоскости (хотя это тоже проблема), а в общественно-политической». Да, российские ученые и инженеры исключительно талантливы, но они живут в обществе, которое не обеспечивает инновациям благоприятной почвы, уверен он. Чтобы произошли перемены и общество повернулось лицом к инновациям, не обойтись без реформирования всей политической, юридической, экономической и общественной системы.

«Кроме того, нужна перемена в мировосприятии российского общества. Бизнес – это не грязь, бизнес двигает общество вперед. Ученые ничуть не принижают себя тем, что интересуются бизнесом, – наоборот, таким образом они помогают обществу оздоровиться и стать более процветающим. Без таких вот глубоких базовых преобразований институциональные реформы сами по себе цели не достигнут», – сказал г-н Грэм.

«Утечка мозгов» – не столько причина или симптоматика упадка российской науки, сколько другое. Отчего талантливые ученые и инженеры хотят покинуть Россию? Не только потому, что наука и инноватика недофинансированы (что, впрочем, правда), но и потому, что многие из них не хотят растить детей в той России, что есть сейчас».

Эксперт верит, что в России очень творческие люди: «Российским технологиям вполне по силам занять в мире то место, которое уже занимают русская литература, математика, музыка».
Олег Кузбит, управляющий редактор: «Мы рады, что вы по-прежнему с нами в нашем информационном проекте The Bridge – еженедельном экскурсе в инновационное настоящее и будущее российских регионов. «Марчмонт» расскажет, как наука и бизнес наводят мосты взаимопонимания и сотрудничества».
Опубликовать в Twitter
Написать в Facebook
Записать в LiveJournal
Показать В Моем Мире
Поделиться в Моем Круге
ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ
Найти похожее содержание

География:

Теги: университеты (5) / отчет (39) / Russia Direct (0) /

 
Поиск (Архив новостей - 19218)
Реклама
RB_Partners_Venture_Report2016
Реклама
Why Russians do not smile
Реклама
Nano & Giga Symposium
Реклама
ННГУ

Последние новости

27 Июль '17
В Красноярске разработана технология 3D-печати...
26 Июль '17
Ученые во Владивостоке разработали и запатентовали...
25 Июль '17
В Госдуму будет внесен законопроект о разрешении...

Интересные новости за неделю

25 Июль '17
В Госдуму будет внесен законопроект о разрешении...
27 Июль '17
В Красноярске разработана технология 3D-печати...
26 Июль '17
Ученые Томского политехнического университета...