Обзоры в деталях | Транспорт, логистика

Новая омская авиафантазия, или Второй шанс долгостроя

23 Июнь '09
Ольга Коновалова, редактор службы новостей

На протяжении более 25 лет омские власти пытались построить в регионе новый аэропорт. Хотя построенный на 60% аэропорт простаивал с 1995 года, на прошлой неделе у региональных властей появилась надежда возобновить проект – Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о передаче 85,265% акций ОАО «Омский аэропорт» из федеральной собственности в областную (см. новость «Марчмонта» от 17 июня т.г.). В тексте указа говорится, что передача осуществляется «… для привлечения на условиях государственно-частного партнерства инвестиций в размере не менее 7,48 млрд рублей для завершения к 2012 году строительства аэропорта «Омск-Федоровка». В настоящее время новый аэропорт находится в полуразрушенном состоянии, и гендиректор действующего аэропорта «Омск-Центральный» утверждает, что на завершение строительства потребуется, как минимум, 35 млрд рублей, и что в новом объекте нет необходимости, ведь действующий аэропорт загружен лишь на 20%. Теперь, когда Указ все же подписан, областным властям остается только осуществить задуманное в отмеренные сжатые сроки.

Безнадежный долгострой

Строительство аэропорта «Омск-Федоровка» началось в 1983 году. До 1994 года за счет средств федерального бюджета было построено 47 объектов, таким образом, инфраструктура аэропорта была готова более чем на 60%. Затем строительство остановили.

На заседании оргкомитета по подготовке к празднованию 300-летия основания города Омска под председательством министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, которое состоялось 24 октября 2008 года, губернатор Омской области Леонид Полежаев, проталкивая вопрос завершения строительства «Федоровки», озвучивал все ту же официальную информацию о том, что объект «Федоровка» закончен на 60%, для завершения строительства нужно более 5 млрд рублей и что помощь федерального бюджета не потребуется. Именно на этом совещании были достигнуты принципиальные договоренности о передаче федерального пакета акций ОАО «Омский аэропорт» в собственность области.

В действительности же, с таким трудом создаваемая инфраструктура после 1995 года начала приходить в запустение, проложенные коммуникации гнили в земле, постройки начали разрушаться и расхищаться предприимчивыми гражданами, а недостроенную взлетную полосу облюбовали омские любители автомобильных гонок.

По признанию Михаила Бермана, генерального директора ОАО «Аэропорт Омск-Федоровка», созданного в 2001 году для продолжения строительства нового аэропорта, «в «Омске-Федоровке» с 1994 года не ведется никаких строительных работ. Все это время объект просто разрушался».

Гендиректор ОАО «Омский аэропорт» Сергей Круглов считает, что на достройку полуразрушенного объекта необходимо, как минимум, 35 млрд рублей, а не 5-7 млрд рублей, заявляемых областными властями. «Федоровка» не будет построена никогда», - неоднократно повторял журналистам г-н Круглов.

Ценна земля под объектом

Настороженная реакция г-на Круглова совершенно понятна. Если проект «Омск-Федоровка» будет достроен, «Омск-Центральный» будет снесен, а земля под ним распродана под коммерческую застройку.

«Омск-Центральный», занимающий огромную территорию в 600 гектар и расположенный в непосредственной близости от центра города, давно привлекал внимание строительного бизнеса.

За неделю до передачи имущества аэропорта в областную собственность на новостных лентах было опубликовано открытое письмо г-на Круглова Президенту РФ Д.А.Медведеву. В своем письме генеральный директор рассказывал об интересных фактах начала тысячелетия. По его словам, «… областью проданы земельные участки крупным строительным компаниям и девелоперам как внутри охраняемой территории аэропорта, так и в его непосредственной близости. Причем в нарушение земельного законодательства, так как земли аэропортов ограничены в обороте. Приобретателям земли пообещали, что в 2004-м или максимум в 2008 году аэропорта здесь не будет».

В поисках здравого смысла

Письмо Круглова – не единственный метод борьбы, к которому прибегали работники аэропорта «Омск-Центральный» в ходе многолетних попыток защитить свое предприятие. В ход пускались и убеждения в том, что для строительства «Федоровки» необходимы десятки миллиардов рублей, что в будущем она будет убыточна из-за низкой загруженности, что полеты над нефтезаводом (Федоровка расположена вблизи Омского НПЗ) опаснее полетов над городом, и даже забастовки.

По замыслам губернатора области Леонида Полежаева, аэропорт «Омск-Федоровка» призван стать основой создаваемого в Омске мультимодального транспортного узла. Новый аэродромный комплекс будет способен принимать самолеты типа Ил-86, Ил-76, Ту-204, а также широкофюзеляжные воздушные суда типа Ил-96 и Boeing-747, что даст возможность увеличить пассажиропоток до 700 тысяч пассажиров в год.

Эксперты, однако, скептически относятся к востребованности столь масштабного проекта. С точки зрения главного редактора отраслевого агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, Омск – не самый привлекательный город для строительства нового авиапредприятия: «Необходимость строительства такого крупного объекта во многом преувеличена. Действующий аэропорт в состоянии принимать такие суда, как Ту-154, Boeing-737 и Airbus-320, – этого вполне достаточно для удовлетворения существующего спроса».

По данным агентства, омский аэропорт в 2008 году обслужил около 595 тыс. пассажиров, в январе – апреле 2009 года пассажиропоток сократился на 24%. В то же время директор аэропорта г-н Круглов заверял в письме президенту, что аэропорт загружен всего лишь на 20% своих мощностей.

Тем не менее, указ о передаче акций был подписан. Значит, федеральный центр поверил губернатору Полежаеву, а не директору Круглову. Значит, девелоперы получат купленные земли, а оставшиеся гектары также будут распроданы под прибыльные проекты. Если только команда губернатора выполнит заявленные планы в отмеренные сроки.

Реальность замыслов под вопросом

По словам главного редактора «Авиапорта» Олега Пантелеева, реальность завершения строительства «Омска-Федоровки» к 2012 году «практически равна нулю», поскольку компании не располагают сейчас длинными дешевыми деньгами для запуска подобных проектов. «Пока не стабилизируется финансовая ситуация, то есть, в ближайшие пару лет, говорить о сроках вообще не представляется возможным», - добавил г-н Пантелеев.

Согласно президентскому указу, процедура передачи акций и имущества аэропорта в собственность области должна завершится к 2010 году. Таким образом, на поиск инвесторов и непосредственно строительство объектов аэропорта остается два года.

Тем не менее, первый заместитель председателя Правительства Омской области Евгений Вдовин сообщил журналистам, что «…наша уверенность, что мы пройдем этот путь в утвержденные главой государства сроки, совершенно обоснована».

Г-н Вдовин также сообщил, что областные власти «рассчитывают на федеральную поддержку и планируют участвовать в федеральных целевых программах развития авиатранспорта». Такая позиция противоречит словам губернатора, который на переговорах с министром Набиуллиной гарантировал использование исключительно региональных и частных ресурсов.

Средства также предполагается выручить за счет продажи земельных участков под действующим аэропортом. Кроме того, региональные власти полагают, что передача имущественного комплекса аэропорта в собственность области будет способствовать успешному привлечению инвестиций на достройку «Омск-Федоровки».

В числе потенциальных инвесторов, с которыми уже велись переговоры, директор ОАО «Омск Федоровка» Михаил Берман назвал немецкую компанию Hochtief AirPort GmbH и Европейский банк реконструкции и развития.

Учитывая волнения вокруг проекта, сейчас трудно однозначно утверждать, чем завершится эта многолетняя история. «Марчмонт» будет следить за развитием событий и освещать интересные моменты.
Олег Кузбит, управляющий редактор: «Мы рады, что вы по-прежнему с нами в нашем информационном проекте The Bridge – еженедельном экскурсе в инновационное настоящее и будущее российских регионов. «Марчмонт» расскажет, как наука и бизнес наводят мосты взаимопонимания и сотрудничества».
Опубликовать в Twitter
Написать в Facebook
Записать в LiveJournal
Показать В Моем Мире
Поделиться в Моем Круге
ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ
Найти похожее содержание

География: Омская область

Теги: Омск Федоровка (4) / Дмитрий Медведев (31) / аэропорт (256) / Омск Центральный (2) / Сергей Круглов (0) / Леонид Полежаев (0) /

Последние новости: Обзоры в деталях
2 Авг '21 | Промышленность | Технологии и инновации
 
Поиск (Архив новостей - 20920)
Мир будущего — мир искусственного интеллекта
Реклама
Marchmont Tech Solutions_RUS
НАТТ
Реклама
Marchmont News

Последние новости

25 Нояб '21
Ученые Казанского федерального университета...
24 Нояб '21
В Москве разработан более дешевый способ получения...
22 Нояб '21
Банк для предпринимателей и предприятий «Точка»...

Интересные новости за неделю

26 Нояб '21
Молодые исследователи из Пермского Политеха...
26 Нояб '21
Российский разработчик 3D-сканеров человеческого тела...
26 Нояб '21
StartupSamara открывает приём заявок на одно из самых...