Обзоры в деталях | Дальний Восток | Транспорт, логистика

БАМ забытый и возрождающийся: от «стройки коммунизма» к ведущей экспортной артерии

17 Июль '09
Олег Кузбит, управляющий редактор отдела веб-информации

Руководство ОАО «РЖД» заявило о необходимости инвестировать в восстановление и расширение железнодорожных путей и инфраструктуры Байкало-Амурской магистрали порядка 400 млрд рублей до 2020 года. После многих лет на «вторых ролях» легендарный БАМ вновь вызывает интерес руководства страны и частного бизнеса. Последний видит хорошую перспективу в использовании магистрали для транспортировки продукции возрожденных в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке горнодобывающих и перерабатывающих предприятий, в том числе и на экспорт. Официально БАМу исполнилось 11 июля 2009 года 35 лет, но проекту в целом, со всеми реализованными и нереализованными идеями, - более 100 лет. В его истории отразилась история всего Советского Союза. Постсоветская Россия пока вписала в нее мало страниц. Но не исключено, что как раз сейчас начинается «четвертая волна» интереса к проекту.

Великая магистраль России

БАМ - одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире, ее протяженность более 4,3 тысячи километров. Трасса проходит севернее Транссибирской магистрали и выходит к Тихому океану. Она строилась как альтернатива Транссибу. Байкало-Амурская магистраль пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. Как и Транссиб, БАМ - это сквозной и самый короткий путь к Тихому океану.

Трасса БАМа пересекает 11 полноводных рек, в том числе Ангару, Лену, Амур, семь горных хребтов, более одной тысячи километров пути проложено в районах вечной мерзлоты и высокой сейсмичности. На трассе дороги пробито восемь тоннелей, построено 142 моста, более 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и поселков.

«Три эпохи» БАМА в 20 веке

Официально БАМ всегда считался одной из грандиозных строек XX века, но история идеи восходит аж к 1888 году, когда Русское техническое общество всерьез обсуждало проект, подчеркивая необходимость дороги. Заговорили о «втором Транссибе». Первые попытки довести идею до практической стадии пришлись на период, предшествовавший Русско-японской войне 1905-1907 гг., но политические бури тогдашней России отложили проект «в долгий ящик».

Спустя четверть века идея показалась перспективной советскому правительству. В 1932 году вышли два постановления «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», и были развернуты проектно-изыскательские работы. В 1938 году началось строительство западного участка от Тайшета до Братска в Иркутской области, а еще через год приступили к подготовительным работам на восточном участке от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани в Хабаровском крае.

Военные годы остановили проект. Впрочем, можно сказать, что рельсы БАМа внесли свой вклад в битву под Сталинградом. В январе 1942 года их сняли с построенного к этому времени участка Бам — Тында для строительства железнодорожной линии от Сталинграда до Ульяновска.

В 50-60-е годы работы велись вяло, можно сказать, что проект не действовал. Но вот 8 июля 1974 года выходит постановление партии и правительства СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» - и БАМ стал поистине стройкой века.

«…Это колокол наших сердец молодых»

По силе всенародного энтузиазма с проектом БАМа не сравнится, наверное, ни один другой в бывшем СССР. В 1970-х годах магистраль была объявлена всесоюзной комсомольской стройкой. Причем стройкой подлинно интернациональной: между комсомольскими отрядами разных регионов страны развернулось соревнование. Станцию «Ургал», к примеру, строила украинцы, станцию «Улькан» - азербайджанцы, а город Тынду, неофициальную столицу БАМа, - комсомольцы из Москвы. В строительстве магистрали принимали участие представители около 70 национальностей Советского Союза.

Основная часть дороги строилась более десятка лет, и вот 27 октября 1984 года прокладывавшие пути с запада и востока строители встретились. После проведения ряда инфраструктурных работ в ноябре 1989 года магистраль была сдана в постоянную эксплуатацию. Правда, в не вполне завершенном виде: Северо-Муйский тоннель в Бурятии так и не был построен, и поезда следовали в обход.

Как разбивали колокол…

В кризисные 90-е руководство России не оценило проект по достоинству. Более того, было официально заявлено, что сооруженная в нелегких испытаниях дорога – это, якобы, никому не нужная затея, фикция, утопия социалистического строя, пропагандистский трюк «застойных времен».

Новые экономисты утверждали, что БАМ никогда не будет загружен необходимым объемом перевозок и не окупит себя. В те годы по-другому мыслить было трудно: одно за другим закрывались крупные предприятия на востоке страны, отправлять грузы становилось попросту некому.

А как только не «полоскали» БАМ в прессе! Его неоднократно называли «дорогой в никуда», «памятником прошлому». Долгосрочная перспектива оказалась скрыта от глаз Кремля пеленой тогдашних экономических сложностей.

По словам президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, в середине 90-х ежегодный грузооборот на Байкало-Амурской магистрали был всего 44,8 млрд тонно-км, причем тенденция дальнейшего падения была очевидной.

Проект длиной в 30 лет

К началу века у государства стали появляться средства на завершение долгостроев бывшего СССР. Северо-Муйский тоннель был открыт только в 2003 году, спустя 14 лет с момента ввода БАМа в эксплуатацию. Протяженность его – 15,3 км, это самый длинный ж/д тоннель в России. С момента его открытия путь, который раньше поезда проходили за 2,5 часа, сократился до 15 минут.

Только шесть лет назад Байкало-Амурская магистраль, «второй Транссиб», стала, наконец, такой, какой ее задумывали в начале 70-х. Она начинается в Тайшете Иркутской области, проходит через Усть-Кут, где в 1974 году развернулась комсомольская стройка, а заканчивается на берегу Тихого океана в городе Советская Гавань.

Проблемы, породившие решение

Но значимость дороги для экономики России по-прежнему была ничтожно мала для «стройки века». Как ни парадоксально, но толчком к пробуждению БАМа стал нынешний экономический кризис. Промышленное производство внутри страны упало, и невостребованное сырье стали активнее сбывать за рубеж. Руда, нефть, уголь, лес, пиломатериалы, целлюлоза – вот далеко не полный перечень экспортной продукции, оживившей в последний год легендарную дорогу. Иркутская газета «Областная» пишет, что иной раз по 15–16 составов готовы пройти по БАМу, но не могут: пропускная способность дороги – всего десять составов.

Главное препятствие для наращивания грузоперевозок, полагает газета, – магистраль однопутная. Когда ее строили, не учли будущей интенсивности движения и сделали перегоны чересчур длинными. Пока идет один состав, встречный вынужден пережидать где-нибудь на разъезде.

Кроме того, есть и другая сложность: магистраль не везде электрифицирована. Тепловозам не по силам тянуть тяжелые составы, особенно на гористых участках западной части БАМа. Приходится отцеплять вагоны, урезая вес составов почти на 1 тыс. тонн.

Большие планы нового БАМа

И вот ОАО «РЖД» выступило на минувшей неделе с заявлением, что в решение всех этих проблемных вопросов, модернизацию и дальнейшее развитие магистрали необходимо в ближайшие 10 лет вложить порядка 400 млрд рублей.

Президент компании Владимир Якунин верит в перспективы дороги: «За последние четыре года объем перевозок по БАМу возрос на 82%. У нас нет ни одной дороги, на которой демонстрировались бы такие темпы прироста перевозимых грузов». По оценкам ОАО «РЖД», грузооборот магистрали возрастет к 2020 году до 220 млрд тонно-км.

Строительство нового Кузнецовского тоннеля на линии Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань, начавшееся в 2009 году, позволит довести ежегодные грузопотоки на восточных участках БАМа до 50 млн тонн к 2020 году, утверждают в РЖД. Помимо повышения скорости движения поездов ввод тоннеля позволит, по словам руководства компании, увеличить весовую норму поездов на этом участке с нынешних 3 600 до 5 600 тонн.

По заявлению старшего вице-президента ОАО «РЖД» Бориса Лапидуса, на Байкало-Амурской магистрали необходимы реконструкция участков трассы, строительство вторых главных путей, модернизация автоматической блокировки железнодорожных линий, развитие станций, завершение реконструкции некоторых мостов и тоннелей.


Ввиду масштаба задач г-н Лапидус сказал, что надеется на участие в проекте государства, а также частного бизнеса, за счет которого будут строиться примыкающие ветки от месторождений. Речь идет и о нефтегазовых, и об угледобывающих компаниях. Например, горно-металлургический холдинг «Мечел» уже приступил к строительству ветки к крупнейшему в России Эльгинскому угольному месторождению на юго-востоке Якутии.

В настоящее время от линии Тында — Беркакит ведется строительство на север новой Амуро-Якутской магистрали (АЯМ). В будущем в зоне БАМа планируется построить 13 новых линий общей протяженностью 7 тысяч километров. В перспективных планах вывод ответвлений магистрали до столицы Якутии и даже до Магадана.

Расстояние от Тайшета до Советской Гавани по Байкало-Амурской магистрали короче на 500 км по сравнению с Транссибирской магистралью, что предопределяет ключевую роль БАМа в обеспечении экспортного потенциала России в Дальневосточном регионе.
Олег Кузбит, управляющий редактор: «Мы рады, что вы по-прежнему с нами в нашем информационном проекте The Bridge – еженедельном экскурсе в инновационное настоящее и будущее российских регионов. «Марчмонт» расскажет, как наука и бизнес наводят мосты взаимопонимания и сотрудничества».
Опубликовать в Twitter
Написать в Facebook
Записать в LiveJournal
Показать В Моем Мире
Поделиться в Моем Круге
ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ
Найти похожее содержание

Теги:

Последние новости: Обзоры в деталях
2 Авг '21 | Промышленность | Технологии и инновации
 
Поиск (Архив новостей - 20920)
Мир будущего — мир искусственного интеллекта
Реклама
Marchmont Tech Solutions_RUS
НАТТ
Реклама
Marchmont News

Последние новости

25 Нояб '21
Ученые Казанского федерального университета...
24 Нояб '21
В Москве разработан более дешевый способ получения...
22 Нояб '21
Банк для предпринимателей и предприятий «Точка»...

Интересные новости за неделю

26 Нояб '21
Молодые исследователи из Пермского Политеха...
26 Нояб '21
Российский разработчик 3D-сканеров человеческого тела...
26 Нояб '21
StartupSamara открывает приём заявок на одно из самых...